Проверяемый текст
Штанько, Игорь Николаевич; Достоинство личности как правовое явление (Диссертация 2006)
[стр. 66]

66 нравственности, разумности, ответственности, воли и мужества самоопределения, саморазвития, а часто еще и служение чему-то большему, чем он сам; оценка человеком своего достоинства опосредуется оценкой общества.
Различные исторические и культурные эпохи, включая человека в систему общественных отношений, по-своему определяют его место и роль в этом мире, вводя, тем самым, различные критерии его достоинства.

Ход исторического развития позволяет проследить динамику изменения этих критериев.
По мере развития морального самосознания общества значимость субъективных критериев достоинства (в частности, его нравственности), начинает превалировать над значимостью его социальной ценности.
Родовое общество, задавая критерии достоинства человека, ориентируются на максимальную ценность физических качеств, позволяющих добывать для племени пищу и защищать его от врагов .
Сословное средневековое общество вводит различные критерии достоинства в зависимости от статуса личности, причем понятие «рыцарской чести», соблюдение которой и рассматривается как достоинство дворянина, предполагает жестко зафиксированную систему ролевых взаимодействий2.
«Место каждого человека в мире должен определять он сам» —кредо эпохи Возрождения, и, значит, достоинство человека есть равное, принципиально неотчуждаемое право
каждого -1 человека быть творцом своей судьбы .
Новое время в качестве меры достоинства рассматривает критерий общественной ценности личности для государства, но наряду с этим еще и способность личности к последовательному осознанному моральному выбору4.
Буржуазное и постбуржуазное общества в качестве меры общественной ценности
Фукидид / Энциклопедия афоризмов.
М., 2 2 Вовенарг В.
/ Энциклопедия афоризмов.
МО
Ларошфуко Ф.
/ Энциклопедия афоризмов 4 Шамфор Н.
/ Энциклопедия афоризмов.
М
[стр. 23]

23 ной жизни, вызвать в душе своей нравственный образ Христа, сосредоточится на нем и спросить себя: мог ли бы Он совершить это поступок, или другими словами одобрит Он его или нет».
С точки зрения философов, исследовавших проблему достоинства с позиции диалектического материализма, человеческое достоинство возникает и существует лишь в обществе, реализуясь через систему социальных отношений.
На протяжении истории изменяется не только само содержание понятия «достоинство», но и оценка роли достоинства в иерархии ценностей личности и общества.
Данная переоценка происходит в связи с развитием общественного производства и социальных отношений вообще, а также развитием общественного сознания и самосознания в частности.
Становление достоинства человека, связывается ими с развитием морали.
С эволюцией общества исторически первые понятия «добро» и «зло» уступают место более конкретным и сложным моральным категориям «справедливости» и «несправедливости», за которыми формируются «долг» и «совесть», «честь» и «достоинство».
Синтез последних представляет собой нравственный идеал.
В свою очередь, характерную черту достоинства составляет непрерывное усложнение критерия оценки и самооценки человека, постепенный переход от однозначной, одноплановой характеристики к сложным многоплановым требованиям.
Человеческое достоинство есть отражение безусловной ценности человека в силу его принадлежности к человеческому роду.
Говорить о человеке как об осознающем и реализующем свое достоинство субъекте можно при учете его нравственности, разумности, ответственности, воли и мужества самоопределения, саморазвития, а часто еще и служение чему-то большему, чем он сам; оценка человеком своего достоинства опосредуется оценкой общества.
Различные исторические и культурные эпохи, включая человека в систему общественных отношений, по-своему определяют его место и роль в этом мире, вводя, тем самым, различные критерии его достоинства.


[стр.,24]

24 Ход исторического развития позволяет проследить динамику изменения этих критериев.
По мере развития морального самосознания общества значимость субъективных критериев достоинства (в частности, его нравственности), начинает превалировать над значимостью его социальной ценности.
Родовое общество, задавая критерии достоинства человека, ориентируются на максимальную ценность физических качеств, позволяющих добывать для племени пищу и защищать его от врагов .
Сословное средневековое общество вводит различные критерии достоинства в зависимости от статуса личности, причем понятие «рыцарской чести», соблюдение которой и рассматривается как достоинство дворянина, предполагает жестко зафиксированную систему ролевых взаимодействий20.
«Место каждого человека в мире должен определять он сам» кредо эпохи Возрождения, и, значит, достоинство человека есть равное, принципиально неотчуждаемое право
91 каждого человека быть творцом своей судьбы .
Новое время в качестве меры достоинства рассматривает критерий общественной ценности личности для государства, но наряду с этим еще и способность личности к последовательному осознанному моральному выбору .
Буржуазное и постбуржуазное общества в качестве меры общественной ценности
человека выделяют уровень его благосостояния, обеспечивающий его статус, а, согласно религиозной этике, и внутреннюю ценность.
В этом случае критерием достоинства становятся внешние атрибуты успешности23.
Социалистическое общество критерием достоинства также определяло успешность, но не только и не столько личную, сколько успешность тех социальных общностей, в которые человек оказывается включенным; от него требова9 Фукидид/Энциклопедия афоризмов.
М., 2003.
С.
146.
20 Вовенарг В.
/ Энциклопедия афоризмов.
М.,
2003.
С.
145.
2 Ларошфуко Ф /Энциклопедия афоризмов.
М., 2003.
С.
145.
22 Шамфор Н / Энциклопедия афоризмов.
М., 2003.
С.
146.
23Бошен Э /Энциклопедия афоризмов.
М., 2003.
С.
145.

[Back]