Проверяемый текст
Штанько, Игорь Николаевич; Достоинство личности как правовое явление (Диссертация 2006)
[стр. 67]

67 человека выделяют уровень его благосостояния, обеспечивающий его статус, а, согласно религиозной этике, и внутреннюю ценность.
В этом случае критерием достоинства становятся внешние атрибуты
успешности1.
Социалистическое общество критерием достоинства также определяло успешность, но не только и не столько личную, сколько успешность тех социальных общностей, в которые человек оказывается включенным; от него
требовалось только осознанная причастность к обществу и самоотверженный труд на его благо2.
С точки зрения современных ценностей гражданского общества и правового государства достоинство может рассматриваться какI совокупность неотчуждаемых естественных прав
и характерных свойств, гарантирующих определение самоценности человека.
Это позволяет нам утверждать, что достоинство является безусловным атрибутом человеческой сущности, а
таюке оценкой ряда качеств, присущих человеку как носителю данной сущности.
Другими словами, человеческое достоинство —безусловная ценность человека в силу его человеческой природы и сущности.
В результате анализа этико-философской литературы можно констатировать, что в зависимости от понимания природы человека и его сущностных свойств отдельно взятым индивидом и целым обществом вырабатываются определенные критерии достоинства: Во-первых, в качестве критериев достоинства на различных исторических этапах применялись такие объективные параметры как физические качества индивида, общественное положение, уровень материального благосостояния, общественно-полезный труд, совокупность гражданских прав и свобод.
Во-вторых, существенная значимость придается субъективным параметрам: уровню нравственности человека, его свободе и
Бошен Э.
/ Энциклопедия афоризмов.
М., 2003.
С.
145.

2 Эмерсон Р.
/ Энциклопедия афоризмов.
М., 2003.
С.

146.
[стр. 24]

24 Ход исторического развития позволяет проследить динамику изменения этих критериев.
По мере развития морального самосознания общества значимость субъективных критериев достоинства (в частности, его нравственности), начинает превалировать над значимостью его социальной ценности.
Родовое общество, задавая критерии достоинства человека, ориентируются на максимальную ценность физических качеств, позволяющих добывать для племени пищу и защищать его от врагов .
Сословное средневековое общество вводит различные критерии достоинства в зависимости от статуса личности, причем понятие «рыцарской чести», соблюдение которой и рассматривается как достоинство дворянина, предполагает жестко зафиксированную систему ролевых взаимодействий20.
«Место каждого человека в мире должен определять он сам» кредо эпохи Возрождения, и, значит, достоинство человека есть равное, принципиально неотчуждаемое право 91 каждого человека быть творцом своей судьбы .
Новое время в качестве меры достоинства рассматривает критерий общественной ценности личности для государства, но наряду с этим еще и способность личности к последовательному осознанному моральному выбору .
Буржуазное и постбуржуазное общества в качестве меры общественной ценности человека выделяют уровень его благосостояния, обеспечивающий его статус, а, согласно религиозной этике, и внутреннюю ценность.
В этом случае критерием достоинства становятся внешние атрибуты
успешности23.
Социалистическое общество критерием достоинства также определяло успешность, но не только и не столько личную, сколько успешность тех социальных общностей, в которые человек оказывается включенным; от него
требова9 Фукидид/Энциклопедия афоризмов.
М., 2003.
С.
146.
20 Вовенарг В.
/ Энциклопедия афоризмов.
М., 2003.
С.

145.
2 Ларошфуко Ф /Энциклопедия афоризмов.
М., 2003.
С.
145.
22 Шамфор Н / Энциклопедия афоризмов.
М., 2003.
С.
146.
23Бошен Э /Энциклопедия афоризмов.
М., 2003.
С.
145.


[стр.,25]

25 лось только осознанная причастность к обществу и самоотверженный труд на его благо24.
С точки зрения современных ценностей гражданского общества и правового государства достоинство может рассматриваться как совокупность неотчуждаемых естественных прав,
гарантирующих признание самоценности человека.
Это позволяет нам утверждать, что достоинство является безусловным атрибутом человеческой сущности, а
также оценкой ряда качеств, присущих человеку как носителю данной сущности.
Другими словами, человеческое достоинство безусловная ценность человека в силу его человеческой природы и сущности.
В результате анализа этико-философской литературы можно констатировать, что в зависимости от понимания природы человека и его сущностных свойств отдельно взятым индивидом и целым обществом вырабатываются определенные критерии достоинства: Во-первых, в качестве критериев достоинства на различных исторических этапах применялись такие объективные параметры как физические качества индивида, общественное положение, уровень материального благосостояния, общественно-полезный труд, совокупность гражданских прав и свобод.
Во-вторых, существенная значимость придается субъективным параметрам: уровню нравственности человека, его свободе и
независимости (в том числе независимости суждений), мере его личностной ответственности, развитости волевого компонента, а также способности к самоопределению и самореализации.
В-третьих, развитие морального самосознания общества являлось основной причиной изменения самих критериев оценки достоинства человека.
В-четвертых, достоинство предполагает совокупность отражения общественного признания человека (его качеств, наиболее существенных 24 Эмерсон Р /Энциклопедия афоризмов.
М., 2003.
С.
146.

[Back]