71 полезных качеств, трудовая и общественная деятельность» . Представляется, что такая дифференциация является искусственной, поскольку, определяя достоинство человека как моральную ценность, нужно исходить из того, что человек ценен в двух ипостасях: 1) как конкретный индивид, с присущими только ему особенностями; 2) как часть некоего общего (определенной социальной группы —начиная от семьи (два человека) и заканчивая космополитической общностью людей (человек мира)). По-нашему мнению, нельзя отрицать, что класс, партия, народ являются разновидностями социальных групп, общностей людей, объединенных по тому или иному признаку, и нельзя особо выделять достоинство как родовую ценность человека, поскольку отдельно от человеческого рода понятие «достоинство» не может существовать. Достоинство — это не только положительная совокупность высоких моральных качеств, но и уважение этих качеств в самом себе2. В поздних источниках3, в отличие от изложенных выше традиционных* позиций, достоинство определяется как признание человека высшей ценностью (как существа, наделенного разумом, волей и чувствами) независимо от того, что он о себе думает и как его оценивают другие. Такая точка зрения основывается на субъективных и объективных сторонах данного понятия, где в качестве первого выступает чувство собственного достоинства, а вторым —всеобщее признание и уважение личности. Под достоинством личности понимается осознание самим человеком и окружающими факта обладания им определенными нравственными и интеллектуальными качествами. Достоинство 1Мархотин В.И. Указ. соч. С. 10-11. 2 Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. НЛО.Шведовой.-21-е изд., перераб. и доп. М., 1989. С. 180. См.: Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общей редакцией Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М., 1994. С. 138. |
29 37 полезных качеств, трудовая и общественная деятельность» . Представляется, что такая дифференциация является искусственной, поскольку, определяя достоинство человека как моральную ценность, нужно исходить из того, что человек ценен в двух ипостасях: 1) как конкретный индивид, с присущими только ему особенностями; 2) как часть некоего общего (определенной социальной группы начиная от семьи (два человека) и заканчивая космополитической общностью людей (человек мира)). По-нашему мнению, нельзя отрицать, что класс, партия, народ являются разновидностями социальных групп, общностей людей, объединенных по тому или иному признаку, и нельзя особо выделять достоинство как родовую ценность человека, поскольку отдельно от человеческого рода понятие «достоинство» не может существовать. Достоинство это не только положительная совокупность высоких 10 моральных качеств, но и уважение этих качеств в самом себе . В поздних источниках39, в отличие от изложенных выше традиционных позиций, достоинство определяется как признание человека высшей ценностью (как существа, наделенного разумом, волей и чувствами) независимо от того, что он о себе думает и как его оценивают другие. Такая точка зрения основывается на субъективных и объективных сторонах данного понятия, где в качестве первого выступает чувство собственного достоинства, а вторым всеобщее признание и уважение личности. Под достоинством личности понимается осознание самим человеком и окружающими факта обладания им определенными нравственными и интеллектуальными качествами. Достоинство личности определяется не только самооценкой субъекта, но и совокупностью объективных качеств человека, характеризующих его репутацию в обществе (благоразумие, 37 Мархотин В И. Указ. соч. С. 10-11. 38 Ожегов С.И Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред Н.Ю.Шведовой.21-е изд., перераб. и доп. М., 1989. С. 180. 39 См.: Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общей редакцией Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М., 1994. С. 138. |