Проверяемый текст
Штанько, Игорь Николаевич; Достоинство личности как правовое явление (Диссертация 2006)
[стр. 73]

73 как писал Дж.
У.
Джемс, что «представление в известном свете человека в глазах окружающей его среды является руководящим мотивом для одобрения или осуждения его поведения, смотря по тому, применяется ли он к требованиям
данной общественной среды, к требованиям, которые он мог бы не соблюдать при другой житейской обстановке»1.
Исходя из анализа юридических концепций, следует обратить внимание на тот факт, что чаще всего при анализе категории «достоинство» речь идет о личности, т.е.
о социальной характеристике человека.
Отсюда возникает проблема разграничения понятий «достоинство человека» и «достоинство личности».
Как рассмотрено выше, категория «достоинство», с одной стороны, характеризует отношение человека к самому себе, с другой — через данную категорию выражается отношение общества к
человеку2.
Представляется, что случай, когда идет речь о внутренней стороне достоинства (об отношении человека к самому себе, а также об отношении к нему других людей как к существу, автономному от общества, обладающему самоценностью и ценностью для субъектов его частной жизни) можно рассматривать в рамках категории «достоинство человека».

Теперь обратимся к правовым свойствам достоинства.
Можно предположить, что закрепленность в действующем законодательстве автоматически порождает некие юридические свойства явления.
Конечно, и применительно к достоинству человека закрепление данной
ш ш категории в текстах правовых норм формируют его правовые свойства.
Так, например, исходной посылкой правового закрепления достоинства личности в международном праве служат уже первые строки Преамбулы Всеобщей декларации прав человека 1948 г., где зафиксировано, что признание достоинства,
присущего всем членам 1Там же.
С.264-165.
2 См., напр.: Словарь по этике / Под ред.
И.С.
Кона.
М., 1983.С.
85.
[стр. 30]

30 нравственные данные, уровень знаний, обладание социально полезными 40 навыками, достойный образ жизни и т.п.) .
Несмотря на определенные различия в трактовке данного понятия, общим является то, что честь неразрывно связывается только с признанной конкретным социумом положительной оценкой поведения, так сказать, с «заслуженной» деятельностью в обществе.
Достоинство же личностное восприятие своих качеств, «внутренних заслуг», формируемых в условной зависимости от общественных требований и наличия индивидуального мировоззрения.
И в том и в другом случае, безусловно, имеется элемент принуждения, выступающий в лице оценивающего субъекта, будь то государство как политико-идеологическое образование, общество или группа, коллектив людей.
Замечено, что «жить в обществе и быть свободным от Л 1 общества нельзя» .
Когда личное понятие о достоинстве не совпадает с действующим эталоном, наступает момент конфликта, в ходе которого возможно либо отстаивать свое представление о них, либо уподобиться существующим правилам поведения.
Правовая же защита данных ценностей имеет место только в отношении общепризнанных понятий.
В литературе можно встретить упоминание о том, что честь (добрая слава человека) это своеобразная общественная личность человека, являющаяся результатом одного из множества раздвоении личности, поскольку человек имеет столько же личностей, сколько имеется различных групп людей, мнением которых он дорожит42.
Принуждение заключается в том, как писал Дж.
У.
Джемс, что «представление в известном свете человека в глазах окружающей его среды является руководящим мотивом для одобрения или осуждения его поведения, смотря по тому, применяется ли он к требованиям
дан40 См.: Конституция Российской Федерации.
Комментарий.
/ Информационноправовая система «Консультант Плюс: Высшая Школа».
Выпуск 3.
41 Ленин В И Поли.
собр.
соч.
Т.
12.
С.104.; Советское гражданское право: Учебник.
В 2-х т.
Т.
1./ Под ред.
О.А.
Красавчикова.
3-е изд.
испр.
и доп.
М., 1985.
С.
202.
42 Мир философии: Книга для чтения.
4.2.
Человек.
Общество.
Культура.
М., 1991.
С.264.


[стр.,31]

31 ной общественной среды, к требованиям, которые он мог бы не соблюдать 43 при другой житейской обстановке» .
Достоинство, в отличие от близких по смыслу понятий чести и репутации, есть не просто оценка соответствия своей личности качествам, востребованным в данном обществе, и своих поступков социальным (моральным) нормам, но, прежде всего, ощущение своей ценности: как человека вообще (человеческое достоинство); как конкретной личности (личное достоинство); как представителя определенной социальной группы или общности (например, профессиональное достоинство); ценности самой этой общности (например, национальное достоинство).
Исходя из анализа юридических концепций, следует обратить внимание на тот факт, что чаще всего при анализе категории «достоинство» речь идет о личности, т.е.
о социальной характеристике человека.
Отсюда возникает проблема разграничения понятий «достоинство человека» и «достоинство личности».
Как рассмотрено выше, категория «достоинство», с одной стороны, характеризует отношение человека к самому себе, с другой через данную категорию выражается отношение общества к
человеку44.
Представляется, что случай, когда идет речь о внутренней стороне достоинства (об отношении человека к самому себе, а также об отношении к нему других людей как к существу, автономному от общества, обладающему самоценностью и ценностью для субъектов его частной жизни) можно рассматривать в рамках категории «достоинство человека».

С учетом представленной позиции достоинство человека можно охарактеризовать следующими признаками: 43 44 Там же.
С.264-165.
См., напр.: Словарь по этике / Под ред.
И.С.
Кона.
М., 1983.С.
85.


[стр.,32]

32 Во-первых, достоинство человека характеризует, прежде всего, внутреннюю, субъективную сторону отношения к самому себе.
Во-вторых, самоуважение зависит от внешних объективных оснований, и, прежде всего, от ощущения собственной необходимости своим близким людям.
В-третьих, самоценность зависит от наличия рациональных жизненных стратегий и планов человека, т.е.
от уверенности в завтрашнем дне.
В-четвертых, достоинство человека характеризуется собственной оценкой человека свого места в обществе и отношения с различными социальными институтами, например, государством.
В-пятых, достоинство человека в совокупности с его социальной оценкой со стороны официальных лиц и институтов (кроме семьи) образует достоинство личности.
Из рассмотренных признаков следует, что достоинство человека в совокупности с внешними социальными оценками образует достоинство личности.
Отсюда можно заключить, что в современном обществе достоинство личности без достоинства человека не существует.
Иными словами, достоинство человека составляет ядро достоинства личности, и две рассматриваемые категории соотносятся как целое и часть45.
Теперь обратимся к правовым свойствам достоинства.
Можно предположить, что закрепленность в действующем законодательстве автоматически порождает некие юридические свойства явления.
Конечно, и применительно к достоинству человека закрепление данной
категории в текстах правовых норм формируют его правовые свойства.
Так, например, исходной посылкой правового закрепления достоинства личности в международном праве служат уже первые строки Преамбулы Всеобщей декларации прав человека 1948 г., где зафиксировано, что признание достоинства,
при45 В дальнейшем исследовании термины «достоинство человека» и «достоинство личности» будут рассматриваться как синонимы.

[Back]