54 ции, и, погружая субъекта во все новые контексты, можно подвести его даже к открытию. [12] М.М. Бахтин в «Эстетике словесного творчества» охарактеризовал понимание как соотнесение данного текста с другими текстами и его переосмысление в едином контексте предшествующего и предвосхищаемого. В терминах психологии это будет означать, что понимание это единство процессов антиципации и рефлексии. Антиципация прокладывает путь в будущее, а рефлексия сверяет правильность движения по пройденному пути, выступая эквивалентом обратной связи для творческих процессов. Настоящее приобретает для человека смысл только в контексте прошлого и будущего. [19] Слово «контекст» может иметь широкий смысл: им можно обозначать физическое действие, поступок, реплику, систему мотивов. Контексты могут быть социальными, поведенческими, эмоциональными, историческими, культурными, деятельностными. [47] С этой позиции учебный процесс в школе или вузе является одним из проявлений социальной практики, он отражает вес те закономерности, плохие и хорошие, которые существуют в обществе. Следовательно, учебный процесс лишь фрагмент в контексте многоликой общественной жизни, а значит, он не может строиться на какой то одной технологии обучения. Подлинное понимание сознания и психики человека требует их включения в «реальный контекст жизни и деятельности людей». [58] Это положение имеет значение и для профессионального обучения в ПТУ, вузах, ФПК, так как контексты жизни и будущего труда наполняют учебу личностным смыслом, определяют меру включенности в познавательный процесс. |
19 возникающих в организме еще до появления событий, влияющих на результаты деятельности человека. Антиципации создаются под влиянием контекстов. Если у человека нет образцов поведения, зафиксированных в определенных контекстах, например, поведения в условиях кризиса, славы и др., то его организм реагирует импульсивно. Прогнозирование базируется именно на предвосхищении искомого хотя бы на шаг вперед. Следовательно, контекст может активизировать мышление субъекта и вводить его в состояние проблемной или творческой ситуации, и, погружая субъекта во все новые контексты, можно подвести его даже к открытию [10]. М.М. Бахтин в «Эстетике словесного творчества» охарактеризовал понимание как соотнесение ДАННОГО текста с другими текстами и его переосмысление в едином контексте предшествующего и предвосхищаемого. В терминах психологии это будет означать, что понимание это единство процессов антиципации и рефлексии. Антиципация прокладывает путь в будущее, а рефлексия сверяет правильность движения по пройденному пути, выступая эквивалентом обратной связи для творческих процессов. Настоящее приобретает для человека смысл только в контексте прошлого и будущего [11]. Слово «контекст» может иметь широкий смысл: им можно обозначать физическое действие, поступок, реплику, систему мотивов. Следовательно, контексты могут быть социальными, поведенческими, эмоциональными, историческими, культурными, деятельностными [40]. С этой позиции учебный процесс в школе или вузе является одним из проявлений социальной практики, он отражает вес те закономерности, плохие и хорошие. которые существуют в обществе. Следовательно, учебный процесс лишь фрагмент в контексте многоликой общественной жизни, а значит, он не может строиться на какой то одной технологии обучения. Подлинное понимание сознания и психики человека требует их включения в "реальный контекст жизни и деятельности людей" [49]. Это положение имеет значение и для профессионального обучения в ПТУ, вузах, ФПК, так как контексты жизни и будущего труда наполняют учебу личностным смыслом, определяют меру включенности в познавательный процесс. Сущность технологии контекстного обучения С позиции ТКО основная цель любого профессионального образования формирование целостной модели будущей профессиональной деятельности студента, учащегося ПТУ, слушателя ФПК. Структура учебной деятельности представлена Н.Ф.Талызиной в следующем виде (рис. 1.2.). Применительно к вузовскому обучению теория А.Н. Леонтьева о деятельностном усвоении умений и навыков сталкивается по меньшей мере с тремя глобальными трудностями. Их трудно осмыслить, но еще труднее преодолеть. В этом, кстати, кроется еще одно объяснение, почему такая |