Проверяемый текст
Гришко Елена Александровна. Организация преступного сообщества (преступной организации): уголовно-правовой и криминологический аспекты (Диссертация 2000)
[стр. 52]

В первоначальном варианте данная статья предусматривала ответственность: 1.
за создание преступного сообщества (преступной организации)
преступлений, а равно для совершения тяжких или особо тяжких руководство таким сообществом (организацией) или входящими в него структурными подразделениями, а также, создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп в целях разработки планов й условий для совершения тяжких или особо тяжких преступлений (ч.
1);
2.
либо в за участие в преступном сообществе (преступной организации) объединении организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп (ч.
2);
3.
за деяния, предусмотренные частями первой или второй ст.
210 УК РФ, совершенные лицом с использованием своего положения (ч.
3); Эта изменениям.
Наиболее принципиальными, по мнению соискателя, являются два из них: 1) введение примечания: «Лицо, добровольно прекратившее участие в преступном сообществе (преступной организации) или входящим в него (нее) структурном подразделении либо объединении организаторов, статья в последующем подвергались различного рода служебного руководителей или иных представителей организованных групп и активно способствовавшие раскрытию или пресечению этого преступления, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления» (Федеральный Закон от 8 декабря 2003 г.
№ 162-ФЗ); 2) выделение в ст.
210 УК РФ отдельной нормы, предусматривающей ответственность лица, занимающего высшее положение в преступной иерархии — ч.
4 (Федеральный Закон от 3 ноября 52
[стр. 29]

28 весьма полезны»'.
Тем не менее, несмотря на их тесную связь, они имеют принципиальные различия, обусловливаемые предметом уголовного права и криминологии.
Поэтому представляется целесообразным рассматривать понятие преступного сообщества (преступной организации) как уголовно-правовой институт и как криминологически значимое явление отдельно.
• Рассматривая уголовно-правовой аспект понятия преступного сообщества (преступной организации), необходимо отметить, что «в уголовном праве определение преступного сообщества нужно для конструирования института соучастия и установления уголовной ответственности за создание преступного сообщества либо признания организованных групп квалифицирующими элементами составов преступлений»^ Уголовная ответственность за организацию преступного сообщества (преступной организации) установлена ст.
210 УК РФ 1996 г., в которой предусмотрена ответственность за «создание преступного сообщества (преступной организации) для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, а равно руководство таким сообществом (организацией) или входящими в него структурными подразделениями, а также создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп в целях разработки планов и условий для совершения тяжких или особо тяжких преступлений» (ч.
1),
«участие в престуЬном сообществе (преступной организации) либо в объединении организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп» (ч.
2)
и, при наличии квалифицирующего признака «деяния, совершенного лицом с использованием своего служебного положения» (ч.
3).
' Новое уголовное право.
Общая часть: Учебное пособие /Под.
ред.
Н.Ф.Кузнецовой.
М., Зерцало-Теис, 1996.
С.
60-61.
^ Там же

[стр.,107]

106 К руководству таким престуйны»! формированием и уже после его создания.
Термины «организатор» и «руководитель» имеют и этимологическое различие.
Не случайно законодатель (ст.
33 УК РФ) не употребляет их как словасинонимы, хотя с точки зрения квалификации преступления по ст.
210 УК РФ это не имеет никакого значения.
Лицо может приступить к руководству преступным сообществом (преступной организации), которое уже имело преступное прошлое в виде совершения других преступлений.
В случае, если на момент вступления в руководство лицо знало о таком преступном прошлом, то данный факт безусловно свидетельствует о его повышенной общественной опасности.
При этом следует иметь в виду, что в уголовно-правовом значении организатор преступного сообщества (преступной организации) может быть одновременно и его руководителем, а руководитель преступного сообщества (преступной организации) только руководителем, но не организатором (если он и организатор, то признается только организатором).
Соисполнителями преступления, предусмотренного ч.
1 ст.
210 УК РФ («создание преступного сообщества (преступной организации), а равно руководство таким сообществом (организацией) или входящими в него структурными подразделениями, а также создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп в целях совершения тяжких или особо тяжких преступлений»), признаются лица, выполняющие полностью или частично объективную сторону состава преступления: организатор(ы), руководитель(ли) преступного сообщества (преступной организации).
В этом плане их можно назвать «соорганизатор», «соруководитель».
-1^4 Ч.
2 указанной статьи предусмотрена ответственность за участие в преступном сообществе (преступной организации) либо в объединении организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп.
Законодатель не определяет форм такого участия.
В определенной степени они выработаны теорией уголовного права.
Ими могут быть: 1) дача согласия быть

[стр.,114]

113 умысла или неосторожности'.
Данная точка зрения на понятие вины, поддерживается и большинством современных ученых^.
Наличие вины, как обязательного признака состава преступления, нашло свое закрепление в уголовном законодательстве.
В ст.
5 УК РФ говорится, что «объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда не допускается».
УК РФ устанавливает формы вины умысел и неосторожность (ст.
24 УК РФ).
Важным элементом субъективной стороны любого преступления является цель.
Она относится к так называемым, факультативным признакам.
Однако, в отношении такого состава преступления как «организация преступного сообщества (преступной организации)» наличие цели является обязательным признаком.
Именно ее наличие позволяет отграничить данный состав преступления от смежных (бандитизм, организация незаконного вооруженного формирования-и др.).
«Всякое преступное соучастие..., в своей деятельности, подчинено определенной цели...
Знание целей сообщества, есть умысел в его специальном значении для соучастия, есть, следовательно, субъективное основание ответственности за деятельность сообщества.
..»^ Состав преступления, предусмотренный ст.
210 УК РФ, с субъективной стороны, характеризуется исключительно умышленной формой вины.
При этом, умысел может быть только прямым: лицо не только осознает характер совершенного деяния, но и желает его наступления создание преступного сообщества (преступной организации) для совершения тяжких или особо тяжких преступлений; равно осуществление руководства им или входящими в него структурными подразделениями; создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп в целях разработки См.: Трайнин А.Н.
Учение о соучастии.
М., Юрид.
изд-во НКЮ СССР, 1941.
С.
102.
^ См., например: Российское уголовное право...
С.
133; Уголовное право.
Учебник/Под ред.
В.Н.
Петрашева.
...
С.
133.
^ Трайнин А.Н.
Учение о соучастии...
С.
94.

[Back]