Проверяемый текст
Черноситова Татьяна Леонидовна. Социокультурная коммуникация: теоретико-социологический анализ коммуникативного дискурса в контексте межкультурного взаимодействия (Диссертация 2004)
[стр. 101]

На язык как основной специфический признак этноса можно смотреть с двух сторон: по направлению «внутрь», и тогда он выступает как главный фактор этнической интеграции; по направлению «наружу», и в этом случае он основной этнодифференцирующий признак этноса.
Диалектически объединяя в себе эти две противоположные функции, язык оказывается инструментом и самосохранения этноса, и обособления «своих» и «чужих».
Таким образом, соотношение языка и культуры вопрос сложный и многоаспектный.
Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению этих проблем, необходимо сделать несколько оговорок и разъяснений как методологического, так и методического плана.
Вопросами становления и развития культуры человека занимается культурная антропология, изучающая проблемы культурного развития человечества на основе знаний всех других гуманитарных наук.
С точки зрения культурной антропологии культура как предмет изучения представляет собой совокупность результатов деятельности человеческого общества во всех сферах жизни и всех факторов (идей, верований, обычаев, традиций), составляющих и обусловливающих образ жизни нации, класса, группы людей в определенный период времени.
Культурная антропология исследует развитие культуры во всех ее аспектах:
образ жизни, видение мира, менталитет, национальный характер, результаты духовной, общественной и производственной деятельности человека.
Культурная антропология изучает уникальную человеческую способность развивать культуру через общение, через коммуникацию, в том числе и речевую, рассматривает огромное разнообразие человеческих культур, их взаимодействие и конфликты, уделяя особое внимание взаимодействию языка и культуры.
Эта область знания особенно важна для изучающих иностранные языки, поскольку использование иностранных языков в качестве реального средства общения возможно лишь при условии обширного фонового знания задействованных культур, их развития и взаимосвязей иными
[стр. 105]

В то же время компонент культуры — не просто некая культурная информация, сообщаемая языком.
Это неотъемлемое свойство языка, присущее всем его уровням и всем отраслям (там же).
Язык — мощное общественное орудие, формирующее людской поток в этнос, образующий нацию через хранение и передачу культуры, традиций, общественного самосознания данного речевого коллектива.
Первое место среди национально-специфических компонентов культуры занимает язык.
Язык в первую очередь способствует тому, что культура может быть как средством общения, так и средством разобщения людей.
Язык — это знак принадлежности его носителей к определенному социуму.
На язык как основной специфический признак этноса можно смотреть с двух сторон: по направлению «внутрь», и тогда он выступает как главный фактор этнической интеграции; по направлению «наружу», и в этом случае он — основной этнодифференцирующий признак этноса.
Диалектически объединяя в себе эти две противоположные функции, язык оказывается инструментом и самосохранения этноса, и обособления «своих» и «чужих».
Таким образом, соотношение языка и культуры — вопрос сложный и многоаспектный.
Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению этих проблем, необходимо сделать несколько оговорок и разъяснений как методологического, так и методического плана.
Вопросами становления и развития культуры человека занимается культурная антропология, изучающая проблемы культурного развития человечества на основе знаний всех других гуманитарных наук.
С точки зрения культурной антропологии культура как предмет изучения представляет собой совокупность результатов деятельности человеческого общества во всех сферах жизни и всех факторов (идей, верований, обычаев, традиций), составляющих и обусловливающих образ жизни нации, класса, группы людей в определенный период времени.
Культурная антропология исследует развитие культуры во всех ее аспектах:
105

[стр.,106]

образ жизни, видение мира, менталитет, национальный характер, результаты духовной, общественной и производственной деятельности человека.
Культурная антропология изучает уникальную человеческую способность развивать культуру через общение, через коммуникацию, в том числе и речевую, рассматривает огромное разнообразие человеческих культур, их взаимодействие и конфликты, уделяя особое внимание взаимодействию языка и культуры.
Эта область знания особенно важна для изучающих иностранные языки, поскольку использование иностранных языков в качестве реального средства общения возможно лишь при условии обширного фонового знания задействованных культур, их развития и взаимосвязей — иными
словами, при условии знания культурной антропологии.
Одной из наук о языке как средстве социокультурной коммуникации, является лингвокультурология комплексная научная дисциплина синтезирующего типа, изучающая взаимосвязь и взаимодействие культуры и языка в его функционировании и отражающая этот процесс как целостную структуру единиц в единстве их языкового и внеязыкового (культурного) содержания при помощи системных методов и с ориентацией на современные приоритеты и культурные установления (систем норм и общественных ценностей), что находит свое отражение в дискурсе.
Дискурс (от фр.
(Нзсоигз речь) представляет собой связный текст в совокупности с экстралингвистическими прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами; речь, рассматриваемую как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и их когнитивных процессах (Лингвистический энциклопедический словарь.-М: Советская энциклопедия, 1990).
В настоящее время в исследовании дискурса выделяются шесть основных направлений: теория речевых актов, прагматика, конверсационный 106

[Back]