Проверяемый текст
Черноситова Татьяна Леонидовна. Социокультурная коммуникация: теоретико-социологический анализ коммуникативного дискурса в контексте межкультурного взаимодействия (Диссертация 2004)
[стр. 106]

формирование личности, Э.
Гоффман утверждает, что личность является социальным, точнее интерактивным, явлением.
Один из способов такой трактовки личности заключается в использовании понятия «лицо», которое Э.
Гоффман определяет как нечто, диффузно присутствующее в потоке
речевого взаимодействия и проявляющееся только тогда, когда фрагменты речевого взаимодействия прочитываются и интерпретируются для установления содержащихся в них ценностей [276;277;275].
По мнению Э.Гоффмана, сохранение личности и сохранение лица основаны на социальном взаимодействии (причём сохранение лица является не целью, а условием взаимодействия) и комплементарных потребностях личностей.
Один из способов сохранения лица это межличностные ритуалы, которые подразделяются на два вида.
Первый
включает ритуалы уклонения (т.е.
формы почтения и уважения, которые вынуждают говорящего держать дистанцию, второй ритуалы предъявления (т.е.
действия, посредством которых индивид даёт специфические характеристики партнёрам, содержащие информацию о
его отношении к ним [278].
Как было сказано выше, для осуществления ситуативной инференции необходима межличностная вовлечённость в процесс общения, поддержание которой предполагает наличие языковых и социолингвистических потребностей в информации.
Рассматривая социальную организацию вовлечённости, Э.Гофман
не только описывает способы формирования ожиданий относительно вовлечённости в рамках социальных событий или различных фаз этих событий (например, приветствия, которые требуют повышенной степени вовлечённости), но и характеризует сами процессы вовлечённости и «показа» вовлечённости как социально ситуативные.
Работа Э.
Гоффмана
(ОоШпап, 1974), посвящённая исследованию фреймов, показывает, как деятельность, направленная на построение фрейма, сама является социально обусловленной.
И здесь же отмечается, что фрейм можно рассматривать как способ структурирования человеческого опыта [274].

106 Таким образом, в этой работе Гоффмана предпринимается попытка
[стр. 110]

момент речи).
Именно этот постулат является ключевым моментом социолингвистики межличностного общения Дж.
Гамперца.
Принадлежность коммуникантов к тем или иным социальным и культурным группам находит свое отражение в особенностях использования ими языка, где манифестируются их принадлежность к какой-либо социальной группе, указание на их статус, коммуникативное намерение и наличие информации о том, как его осуществить.
С этой точки зрения способность участвовать в процессе межличностною общения и понимать друг друга является частью коммуникативной компетенции.
Отсюда можно сделать вывод, что общая стратегия дискурса должна начинаться с определения языковых и социокультурных знаний, которые необходимы сначала для поддержания беседы (участия в разговоре), а затем для осуществления конверсационной инференции, отражающей культурную, субкультурную и ситуативную специфику интерпретации, которая является одним из важных аспектов коммуникативной компетенции.
Теорию Дж.
Гамперца о ситуативной инференции дополняют исследования социальной интеракции, проведенные социологом Эрвином Гофманом.
Его вклад состоит в новом толковании форм и значений тех контекстов, которые позволяют более полно определить и оценить контекстуальные пресуппозиции, которые используются слушающим в выводе значения говорящего.
Анализ идей этих учёных позволяет получить наиболее адекватную трактовку контекста, в условиях которого осуществляется вывод значения говорящего.
Так, основывая свою концепцию на работах Э.
Дюркгейма, посвящённых социальным фактам и примитивной религии, а также на работе социального психолога Джоржа Герберта Мида, показывающей формирование личности, Э.
Гоффман утверждает, что личность является социальным, точнее, интерактивным явлением.
Один из способов такой трактовки личности заключается в использовании понятия «лицо», которое Э.
Гоффман определяет как «нечто, диффузно присутствующее в потоке
ПО

[стр.,111]

речевого взаимодействия и проявляющееся только тогда, когда фрагменты речевого взаимодействия прочитываются и интерпретируются для установления содержащихся в них ценностей» [276;277;275].
По мнению Э.Гоффмана, сохранение личности и сохранение лица основаны на социальном взаимодействии (причём сохранение лица является не целью, а условием взаимодействия) и комплементарных потребностях личностей.
Один из способов сохранения лица это межличностные ритуалы, которые подразделяются на два вида.
Первый
вид включает так называемые ритуалы уклонения формы почтения и уважения, которые вынуждают говорящего держать дистанцию), второй ритуалы предъявления (т.е.
действия, посредством которых индивид даёт специфические характеристики партнёрам, содержащие информацию о
ею отношении к ним [278].
Как было сказано выше, для осуществления ситуативной инференции необходима межличностная вовлечённость в процесс общения, поддержание которой предполагает наличие языковых и социолингвистических потребностей в информации.
Рассматривая социальную организацию вовлечённости, Э.Гофман
нс только описывает способы формирования ожиданий относительно вовлечённости в рамках социальных событий или различных фаз этих событий (например, приветствия, которые требуют повышенной степени вовлечённости), но и характеризует сами процессы вовлечённости и «показа» вовлечённости как социально ситуативные.
Работа Э.
Гоффмана
«Ргатс Апа1у5«5: Ап Е$$ау оп (Не Ог^атяабоп оГ Ехрепепсе» (ОоГГтап, 1974), посвящённая исследованию фреймов, показывает, что «деятельность, направленная на построение фрейма, сама является социально обусловленной».
И здесь же отмечается, что «фрейм можно рассматривать как способ структурирования человеческого опыта» [274].

Таким образом, в этой работе Гоффмана предпринимается попытка
развития понятия контекстуальных пресуппозиций, одни из которых используются, а другие создаются в ходе процесса инференции.

[Back]