Проверяемый текст
Черноситова Татьяна Леонидовна. Социокультурная коммуникация: теоретико-социологический анализ коммуникативного дискурса в контексте межкультурного взаимодействия (Диссертация 2004)
[стр. 139]

убеждения, -это явление коммуникативного давления.
Культура, допускающая коммуникативное давление, соотносится с адекватными коммуникативными ситуациями и набором социальных ролей, носители которых могут позволить себе прибегнуть к коммуникативному давлению [146; 164; 198].
Так, например англоязычная коммуникативная ситуация в процессе решения коммуникативных задач убеждения характеризуется более близкими отношениями коммуникантов и отсутствием коммуникативного давления.
Для русской культуры типична ситуация «жаркого» спора даже
впервые встретившихся людей, когда каждый из коммуникантов стремится настойчиво убедить другого в правоте своей точки зрения.
В арабской культуре, не допускающей коммуникативного давления, ситуация убеждения всегда связана с положительным эмоциональным опытом и тщательной аргументацией своей точки зрения.
Таким образом, даже первое приближение к анализу коммуникативных задач убеждения выявляет такие характеристики, адекватное понимание которых делает убеждение одним из самых эффективных средств межкультурной коммуникации.
По мнению Ф.

Ллбаковой [2], национально-этнический фактор в современном мире, все чаще сопрягаясь с конфессиональной спецификой и геополитическими интересами, играет огромную, если не определяющую роль.
Наблюдающийся рост национального самосознания, национализма, национального экстремизма требует постоянного и всестороннего изучения всех без исключения феноменов, имеющих как непосредственное,
так и опосредованное отношение к функционированию и формам объективации национально-этнического сознания.
Значимость проблем, связанных с изучением структуры, способов и механизмов актуализации национально-этнического сознания обусловлена, прежде всего, тем, что
национальные интересы не могут не учитываться сегодня при решении любого вопроса, стоящего перед современным обществом.
В противном случае развитие ситуации чревато войнами и конфликтами на
[стр. 144]

коммуникативного воздействия и соответственным будет его результат.
Так, можно говорить о: I) незначительных, или малых изменениях в интенсивности мнения; 2) определенной перестройке сознания, мотивов, формировании новых установок; 3) кардинальных изменениях ранее сложившихся установок, т.е.
конверсии.
Очевидно, что последний, самый высокий уровень воздействия, в процессе убеждения предполагает принятие коммуникантом точки зрения говорящего как своей.
На втором уровне, связанном с перестройкой сознания, мотивов и установок, на наш взгляд, имеет место принятие правомерности существования точки зрения, отличной от своей.
Другими словами, это и есть тот уровень, на котором формируется толерантное отношение к позиции, отличной от собственной.
Отличительной характеристикой коммуникативной задачи убеждения, которая в то же время является одной из интенсивных фокусировок этносоциокульгурной детерминации, является высокая степень ориентированности на адресата общения.
Отличительные особенности ориентировки на возраст, статус, пол адресата, имеющиеся в каждой этнолингвокультуре, в конечном итоге воссоздаются в специфической тактике убеждения, характерной для каждой культуры.
Не ставя перед собой задачи конкретно рассмотреть особенности учета адресата, представляется целесообразным назвать один фактор, который во многом определяет процесс решения коммуникативных задач убеждения, это явление коммуникативного давления.
Культура, допускающая коммуникативное давление, соотносится с адекватными коммуникативными ситуациями и набором социальных ролей, носители которых могут позволить себе прибегнуть к коммуникативному давлению [ 146; 164; 198].
Так, например англоязычная коммуникативная ситуация в процессе решения коммуникативных задач убеждения характеризуется более близкими отношениями коммуникантов и отсутствием коммуникативного давления.
Для русской культуры типична ситуация «жаркого» спора даже
144

[стр.,145]

впервые встретившихся людей, когда каждый из коммуникантов стремится настойчиво убедить другого в правоте своей точки зрения.
В арабской культуре, не допускающей коммуникативного давления, ситуация убеждения всегда связана с положительным эмоциональным опытом и тщательной аргументацией своей точки зрения.
Таким образом, даже первое приближение к анализу коммуникативных задач убеждения выявляет такие характеристики, адекватное понимание которых делает убеждение одним из самых эффективных средств межкул ьтурной ком му н и каци и.
По мнению Ф.

Албаковой [2], национально-этнический фактор, который в современном мире все чаще имеет конфессиональную и геополитическую подоплеку, играет огромную роль в системе коммуникативного взаимодействия.
«Наблюдающийся рост национального самосознания, национализма, национального экстремизма требует постоянного и всестороннего изучения всех без исключения феноменов, имеющих как непосредственное,
гак и опосредованное отношение к функционированию и формам объективации национально-этнического сознания».
Значимость проблем, связанных с изучением структуры, способов и механизмов актуализации национально-этнического сознания обусловлена, прежде всего, тем, что
сегодня, к сожалению, при решении любого вопроса, стоящего перед современным обществом, далеко не всегда учитываются национальные интересы, что нередко приводит к конфликтам на национальной почве.
Стремление к мирному, бесконфликтному сосуществованию усиливает необходимость анализа национально-этнических стереотипов сознания тех или иных этносов, их культурных установок, влияющих на избирательность присвоения культурных ценностей, вербальных, графических и пластических стереотипов, которые лежат в основе сохранения этнокультурной традиции, формируя характер протекания процессов инкультурации и аккультурации.
145

[Back]