коммуникативного взаимодействия. Разграничивая понятия «общение» и «коммуникация» подчеркиваются особенности процесса передачи информации, ее направленность. На основе идей Р. Акоффа, П. Дракера П., Т.Питерса, Р.Уормена, Д.Води, Р.Пэнтона, В.Глухова, Ф.Котлера и других авторов разрабатывается идея о доминирующей позиции коммуникативного взаимодействия в социальной культуре. 1.1. Коммуникативное социокультурное взаимодействие Проблема эффективного взаимодействия между людьми исследуется многими учеными, при этом каждый из них предпринимает попытку вычленения какого-либо одного значимого, важнейшего элемента коммуникативного процесса. Акцент на содержательную сторону коммуникативного взаимодействия делали А.Сорокин [203], Т.Астафурова [13], Г.Бороздина [42], Дж.Гриндер [72]. В их работах затрагиваются вопросы непосредственного восприятия, взаимодействия, общения индивидов, при этом акцент делается на индивидуальные свойства и качества взаимодействующих сторон. Вопросы достижения свободного коммуникативного согласия посредством коммуникативно достигнутого понимания поставил Ю.Хабермас [223;224], создавший теорию коммуникативного действия, в которой он развил концепцию понимания как предпосылку общественного согласия (договора, консенсуса), обратившись к проблематике межчеловеческого взаимодействия «интеракции» (коммуникации). Представители символического интеракционализма Д.Г. Мид, Э.Гофман, Г.Блумер считали, что и личность, и общество являются продуктом коммуникации ролевого взаимодействия между людьми. Они рассматривают все многообразные связи человека с другими людьми, группами людей и обществом в целом как связи, опосредованные символами. При этом особое значение придается языковой символике [4]. Для немецкого социолога Н. Лумана коммуникации представляются единственными элементами социальной системы, а не люди и их |
интеракцию, подчеркивается субъектно-субъектный характер коммуникативного взаимодействия. При разграничении понятий «общение» и «коммуникация» подчеркиваются особенности процесса передачи информации, ее направленность. На основе идей Р. Акоффа, П. Дракера П., Т.Питсрса, Р.Уормена, Д.Боди, Р.Понтона, В.Глухова, Ф.Котлера и других авторов разрабатывается идея о доминирующей позиции коммуникативного взаимодействия в социальной культуре. 1.1. Коммуникативное социокультурное взаимодействие Проблема эффективного взаимодействия между людьми исследуется многими учеными, при этом каждый из них предпринимает попытку вычленения какого-либо одного значимого, важнейшего элемента коммуникативного процесса. Акцент на содержательную сторону коммуникативного взаимодействия делали А.Сорокин [203], Г.Астафурова [13], Г.Бороздина [42], Дж.Гриндер [72]. В их работах затрагиваются вопросы непосредственного восприятия, взаимодействия, общения индивидов, при этом акцент делается на индивидуальные свойства и качества взаимодействующих сторон. Вопросы достижения свободного коммуникативного согласия посредством коммуникативно достигнутого понимания поставил Ю.Хабермас [223;224], создавший теорию коммуникативного действия, в которой он развил концепцию понимания как предпосылку общественного согласия (договора, консенсуса), обратившись к проблематике межчеловеческого взаимодействия «интеракции» (коммуникации). Представители символического интеракционализма Д.Г.Мид, Э.Гофман, Г.Блумер считали, что и личность, и общество являются продуктом коммуникации ролевого взаимодействия между людьми. Огги рассматривают все многообразные связи человека с другими людьми. 16 группами людей и обществом в целом как связи, опосредованные символами. При этом особое значение придается языковой символике (41. Для немецкого социолога НЛумана коммуникации представляются единственными элементами социальной системы, а не люди и их действия [138; 139]. Само общение сводится к процессу различения коммуникации (информации), сообщения, понимания. В рамках психологического подхода рассматривались: физические и психологические характеристики участников коммуникативного взаимодействия; процессы влияния людей друг на друга и зависимости этого влияния от группы; коммуникативная компетентность личности (В.Курбатов [124; 125], К.Жюль, А.Зверинцев, С.Иконникова [94]). Как видим, коммуникативное социокультурное взаимодействие является основной доминантой любого социального процесса. Чтобы ответить на основной вопрос нашего исследования, необходимо рассмотреть роль коммуникации в социальных отношениях, а также определить характерологические особенности коммуникационного социокультурного взаимодействия. Эти и другие задачи будут рассмотрены и решены в следующих параграфах. Основной задачей данного параграфа является рассмотрение проблемы коммуникативного взаимодействия субъектов социокультурной коммуникации. В связи с этим ставится вопрос о сущности коммуникативного взаимодействия, рассматривается структура коммуникативного процесса. Вопросы социальной коммуникации рассматриваются в трудах А.Г'рязнова, Т. Ван Дейка [47], В.Биркенбила [34], Дж.Бертона [33], И.Горелова [67;68] и др., специфика направленности сигналов, интерактивная сторона общения развита в работах Д. Мида, Г.Блумера и др. Отношение людей в социальной среде не ограничиваются только межличностным контактом: положение человека за узкими рамками межличностных связей, в более широкой социальной и культурной системе, где его место определяется не ожиданиями взаимодействующих с ним 17 |