национальной почве. 140 # Все это обусловливает необходимость анализа национальноэтнических стереотипов сознания тех или иных этносов, их культурных установок, влияющих на избирательность присвоения культурных ценностей, знаково-символических комплексов (вербальные, графические, пространственно-пластические), которые обусловливают сохранение этнокультурной традиции, характер протекания процессов инкультурации и аккультурации. Развитие в современном мире процессов тотальной модернизации, последствия которой для различных народов более чем неоднозначны, также заставляет внимательно исследовать структуру национальноэтнического сознания и его изменения в контекстах мультикультур ной среды или моноэтнического социума. Сегодня на первый план вышли вопросы, связанные с исследованием состояний транзитивности, которые сопряжены со стагнацией, маргинализацией национально-этнического сознания и его инволюцией в сторону архаических и, казалось бы, давно преодоленных и изжитых форм. В то время как внутри этнические различия хорошо осознаются и учитываются народами Северного Кавказа в своей повседневной, государственно-политической, хозяйственно-экономической и социокультурной жизни, при развитии кризисных ситуаций в современном социуме, практически не было выработано адекватных рекомендаций по преодолению тех или иных межэтнических конфликтов, что резко отрицательно сказалось на общем положении почти всех этносов Северокавказского региона [27;66]. Повышенная мобильность и толерантность этноса дает ему возможность сохранить желаемый образ жизни благодаря избирательности в отношении доминантных символов (наиболее значимые и неизменные ценностные смыслы). В конкретной ситуации статус смыслозадающих могут приобретать системы символов, сопряженных с той или иной картиной мира: языческой, мусульманской, христианской и др. В |
впервые встретившихся людей, когда каждый из коммуникантов стремится настойчиво убедить другого в правоте своей точки зрения. В арабской культуре, не допускающей коммуникативного давления, ситуация убеждения всегда связана с положительным эмоциональным опытом и тщательной аргументацией своей точки зрения. Таким образом, даже первое приближение к анализу коммуникативных задач убеждения выявляет такие характеристики, адекватное понимание которых делает убеждение одним из самых эффективных средств межкул ьтурной ком му н и каци и. По мнению Ф. Албаковой [2], национально-этнический фактор, который в современном мире все чаще имеет конфессиональную и геополитическую подоплеку, играет огромную роль в системе коммуникативного взаимодействия. «Наблюдающийся рост национального самосознания, национализма, национального экстремизма требует постоянного и всестороннего изучения всех без исключения феноменов, имеющих как непосредственное, гак и опосредованное отношение к функционированию и формам объективации национально-этнического сознания». Значимость проблем, связанных с изучением структуры, способов и механизмов актуализации национально-этнического сознания обусловлена, прежде всего, тем, что сегодня, к сожалению, при решении любого вопроса, стоящего перед современным обществом, далеко не всегда учитываются национальные интересы, что нередко приводит к конфликтам на национальной почве. Стремление к мирному, бесконфликтному сосуществованию усиливает необходимость анализа национально-этнических стереотипов сознания тех или иных этносов, их культурных установок, влияющих на избирательность присвоения культурных ценностей, вербальных, графических и пластических стереотипов, которые лежат в основе сохранения этнокультурной традиции, формируя характер протекания процессов инкультурации и аккультурации. 145 Развитие в современном мире процессов тотальной модернизации с более чем неоднозначными последствиями для различных народов, также заставляет внимательно исследовать структуру национально-этнического сознания и его изменения в контекстах мульти культурной среды или моноэтнического социума. Сегодня на первый план вышли вопросы, связанные с исследованием состояний транзитивности, которые «сопряжены со стагнацией, маргинализацией национально-этнического сознания и его инволюцией в сторону архаических и, казалось бы, давно преодоленных и изжитых форм». Многочисленные народы Северного Кавказа в своей повседневной, хозяйственно-экономической, государственной и социокультурной жизни прекрасно осознают и учитывают внутриэтнические различия. Однако при развитии кризисных ситуаций в современном социуме, практически не было выработано адекватных рекомендаций по преодолению тех или иных межэтнических конфликтов, что резко отрицательно сказалось на общем положении почти всех этносов Северокавказского региона [27;66]. Повышенная мобильность и толерантность этноса дает ему возможность сохранить желаемый образ жизни благодаря избирательности в отношении доминантных символов (наиболее значимые и неизменные ценностные смыслы). «В конкретной ситуации статус смыслозадающих могут приобретать системы символов, сопряженных с той или иной картиной мира: языческой, мусульманской, христианской и др. В спокойном состоянии этнос, дифференцированно относясь к этим символическим комплексам, конструирует иерархию их доминирования ситуационно, что не разрушает установившуюся гармонию и сбалансированность этнического сознания и самосознания, а только способствует их стабилизации и оптимальноэффективному функционированию» (там же). Являясь всеобъемлющей стратегией, современная модернизация включает в себя социальные, экономические, технологические процессы. 146 |