спокойном состоянии этнос, дифференцированно относясь к этим символическим комплексам, конструирует иерархию их доминирования ситуационно, что не разрушает установившуюся гармонию и сбалансированность этнического сознания и самосознания, а только способствует их стабилизации и оптимально-эффективному функционированию. Являясь всеобъемлющей стратегией, современная модернизация включает в себя социальные, экономические, технологические процессы, которые разрушают традиционную структуру этноса, субъективно воспринимаясь как нарастание социокультурного хаоса. Большинство исследователей отмечают, что модернизация различных регионов России, в том числе Северо-Кавказского региона, сталкивается с проблемами обедненности ресурсами, превалирования сельского образа жизни над городским, хорошо организованными клановыми связями и сословными принципами взаимодействия, повышенной инерционностью архаических форм регуляции социокультурной жизни, особым авторитетом старшего поколения (геронтологические принципы организации статусноролевых коммуникаций в этносе). В результате модернизация сталкивается с глубинной укорененностью традиционных, архаических социокультурных доминант в общественной и экономико-политической жизни этноса. С другой стороны, модернизация связана с активизацией, резким обострением влияния на социокультурную жизнь этноса средневековых норм жизни, средневековых семантико-символических контекстов, стереотипов, норм и канонов. В результате модернизации, как правило, формируется общество переходного типа, для которого характерен ряд признаков. К ним относятся: 1) неустойчивость, повышенная изменчивость социальной структуры, что ведет к быстрой маргинализации этноса, к нарастанию стрессовых состояний общественного сознания и культуры в целом на фоне медленного и трудного формирования новых институтов и структур; 2) господство многоукладности, что неизбежно сопрягается с сильной внутрикультурной |
Развитие в современном мире процессов тотальной модернизации с более чем неоднозначными последствиями для различных народов, также заставляет внимательно исследовать структуру национально-этнического сознания и его изменения в контекстах мульти культурной среды или моноэтнического социума. Сегодня на первый план вышли вопросы, связанные с исследованием состояний транзитивности, которые «сопряжены со стагнацией, маргинализацией национально-этнического сознания и его инволюцией в сторону архаических и, казалось бы, давно преодоленных и изжитых форм». Многочисленные народы Северного Кавказа в своей повседневной, хозяйственно-экономической, государственной и социокультурной жизни прекрасно осознают и учитывают внутриэтнические различия. Однако при развитии кризисных ситуаций в современном социуме, практически не было выработано адекватных рекомендаций по преодолению тех или иных межэтнических конфликтов, что резко отрицательно сказалось на общем положении почти всех этносов Северокавказского региона [27;66]. Повышенная мобильность и толерантность этноса дает ему возможность сохранить желаемый образ жизни благодаря избирательности в отношении доминантных символов (наиболее значимые и неизменные ценностные смыслы). «В конкретной ситуации статус смыслозадающих могут приобретать системы символов, сопряженных с той или иной картиной мира: языческой, мусульманской, христианской и др. В спокойном состоянии этнос, дифференцированно относясь к этим символическим комплексам, конструирует иерархию их доминирования ситуационно, что не разрушает установившуюся гармонию и сбалансированность этнического сознания и самосознания, а только способствует их стабилизации и оптимальноэффективному функционированию» (там же). Являясь всеобъемлющей стратегией, современная модернизация включает в себя социальные, экономические, технологические процессы. 146 которые разрушают традиционную структуру этноса, субъективно воспринимаясь как нарастание социокультурного хаоса. Большинство исследователей отмечают, что, с одной стороны, модернизация различных регионов России, в том числе Северо-Кавказского региона, «выкристаллизовывает» проблемы обедненности ресурсами, превалирования сельского образа жизни над городским. Отмечаются хорошо организованные и отлаженные клановые связи и сословные принципы взаимодействия, повышенная инерционность архаических форм регуляции социокультурной жизни, особый авторитет старшего поколения (геронтологические принципы организации статусно-ролевых коммуникаций в этносе). Как следствие, модернизация сталкивается с глубинной укорененностью традиционных, архаических социокультурных доминант в общественной и экономико-политической жизни этноса. С другой стороны, «модернизация связана с активизацией, резким обострением влияния на социокультурную жизнь этноса средневековых норм жизни, средневековых семантико-символических контекстов, стереотипов, норм и канонов». В результате модернизации, как правило, формируется общество переходного типа, для которого характерен ряд признаков. К ним относятся: 1) неустойчивость, повышенная изменчивость социальной структуры, что ведет к быстрой маргинализации этноса, к нарастанию стрессовых состояний общественного сознания и культуры в целом на фоне медленного и трудного формирования новых институтов и структур; 2) господство многоукладное^, что неизбежно сопрягается с сильной внутрикультурной регламентацией на разных уровнях. Маргинализация общества как результат утверждения многообразия ценностей и интересов, их амбивалентности и относительности, спровоцировала так называемое «теневое поведение», которое разрушило традиционные нормы и стандарты поведенческих стереотипов, помешав тем самым быстрому построению обшей модели организации для всего социума. Маргинализация повлекла за собой нарушение субординационных связей в 147 |