Проверяемый текст
Черноситова Татьяна Леонидовна. Социокультурная коммуникация: теоретико-социологический анализ коммуникативного дискурса в контексте межкультурного взаимодействия (Диссертация 2004)
[стр. 143]

идентификации, утрачивается ощущение принадлежности кболее широкой -государственно-политической общности.
Картина мира, развертывающаяся и закрепляющаяся в традиционном народном сознании, определяет структурную систему универсума, упорядочивающую мировой хаос при помощи принятой иерархии ценностей.
В эту картину мира входит образ человека, представления о нем, о его месте
и роли в мире, а также парадигма его действий в принятой данной культурной системе ценностных координат.
Па основе выработанной картины мира человек действует, познает, преобразует мир, поступая строго определенным образом, оценивая мир в этой системе строго отобранных ценностных координат.
Этнос не в состоянии решить современные проблемы на основе средневековых моделей социокультурной регуляции.
Использование этих моделей и традиционной картины мира резко упрощают способы описания современной действительности и способы жизни, выработанные согласно этим описаниям.
В результате редукции смыслов этнос лишается возможности с максимальными потерями войти в быстро меняющиеся условия новой социокультурной среды.
Наступает глубинная дезадаптация этнического сознания традиционного типа, что компенсируется, прежде всего, посредством возрастания агрессии (как внутренней, так и внешней) и нарастающих тенденций к изоляционизму и сепаратизму.

Еще одним выходом из ситуации социокультурной дезадаптации этноса
становится, кроме выше перечисленных, сознательно проводимая политика по реархаизации социальных институтов, норм и паттернов.
Данный процесс может на сравнительно непродолжительное время преодолеть кризисные явления, наблюдающиеся сегодня в СевероКавказском регионе, но он лишь обостряет кризис идентичности, купировать который призван.
В условиях инокультурного прессинга этнос может выбрать не только латентное сопротивление, самоизоляцию, но и открыть формы вооруженной борьбы [56].
Любой семантико-символический комплекс этноса разносторонне
[стр. 148]

обществе, нивелировку представления о том, что можно, чего нельзя, что положено той или иной социальной группе по праву.
Присвоение различными социальными группами не принадлежащих им прав исказило представления об истинной границе власти и социальном статусе того или иного слоя.
Возникло непонимание между социальными «низами» и «верхушками», одни и те же смыслы трактовались ими совершенно поразному.
В этом случае «государственная, социальная консолидация уступала место внутриэтническим связям, узко национальным приоритетам, солидарности по принципу землячества».
Развитие процессов модернизации «привело к реархаизации общества: на место классовых признаков опять пришли сословные, деление на социальные группы осуществлялось «по правам и обязанностям».
В результате социальная структура общества постоянно усложняется, количество значимых критериев идентификации нарастает.
Все это усиливает нестабильность общества, что объективно стимулирует поиск универсальной объединяющей модели.
Такой моделью становится «традиционная национально-этническая картина мира, подчеркивающая «свойскость» в ущерб взаимосвязи инокультурных сообществ и этносов.
В этом случае символы этноса маркируют его границы, остающиеся непроницательными для всех других этносов».
Данные процессы способствуют актуализации архаических комплексов групповой агрессии и самозащиты, традиционного противостояния по принципу «мы они».
Нарушаются процессы социальной солидаризации, механизмы социокультурной идентификации, утрачивается ощущение принадлежности к более широкой государственно-политической общности.
Картина мира, развертывающаяся и закрепляющаяся в традиционном народном сознании, определяет структурную систему универсума, упорядочивающую мировой хаос при помощи принятой иерархии ценностей.
В эту картину мира входит образ человека, представления о нем, о его месте
148

[стр.,149]

и роли в мире, а также парадигма его действий в принятой данной культурной системе ценностных координат.
На основе выработанной картины мира человек действует, познает, преобразует мир, поступая строго определенным образом, оценивая мир в тгой системе строго отобранных ценностных координат.
По мнению Ф.Албаковой, «этнос не в состоянии решить современные проблемы на основе средневековых моделей социокультурной регуляции.
Использование этих моделей и традиционной картины мира резко упрощают способы описания современной действительности и способы жизни, выработанные согласно этим описаниям.
В результате редукции смыслов этнос лишается возможности с максимальными потерями войти в быстро меняющиеся условия новой социокультурной среды.
Наступает глубинная дезадаптация этнического сознания традиционного типа, что компенсируется, прежде всего, посредством возрастания агрессии (как внутренней, так и внешней) и нарастающих тенденций к изоляционизму и сепаратизму».

Сознательно проводимая политика по реархаизации социальных институтов, норм и паттернов
становится еще одним выходом из ситуации социокультурной дезадаптации этноса.
Данный процесс может на сравнительно непродолжительное время преодолеть кризисные явления, наблюдающиеся сегодня в Северо-Кавказском регионе, но «он лишь обостряет кризис идентичности, купировать который призван.
В условиях инокультурного прессинга этнос может выбрать не только латентное сопротивление, самоизоляцию, но и открыть формы вооруженной борьбы» [56].
Любой семантико-символический комплекс этноса разносторонне
влияет на выработку' этнофорами той или иной социальной позиции.
Социальная же позиция подразумевает выработку этнического кода культуры как для внутри культурных, так и для инокультурных и контркультурных явлений, не отождествляясь при этом с позицией политической 149

[Back]