Проверяемый текст
Черноситова Татьяна Леонидовна. Социокультурная коммуникация: теоретико-социологический анализ коммуникативного дискурса в контексте межкультурного взаимодействия (Диссертация 2004)
[стр. 16]

индивидов.
Отсюда следует, что общение существует одновременно и как реальность общественных отношений, и как реальность межличностных отношений.
Естественно, что каждый ряд отношений реализуется в специфических формах общения (деловое, межличностное, управленческое, профессиональное и т.п.).
Учитывая сложность общения, необходимо обозначить его структуру, чтобы затем провести анализ каждого элемента.
К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций.
Обычно
выделяется три взаимосвязанные стороны в структуре общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.
Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е.
в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.
В истории социальной психологии известно несколько попыток описать структуру взаимодействия.
Большое распространение получила «теория социального действия», в которой в различных вариантах описывается индивидуальный акт действия.
Фиксировались компоненты взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга и, как следствие этого, их изменение.
К этой идее обращались социологи М.Вебер [49;50], К.Ясперс [250], А.Щюц
и социальные психологи Э.Берн [32], К.Янг, Л.Фримен и др.
Другая попытка построить структуру взаимодействия связана с описанием ступеней его развития.
При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которые оно проходит.
Такой подход
предложен польским исследователем Я.
Щепаньским.
У Щепаньского центральным понятием описания социального поведения оказывается понятие «социальная связь».
Она может быть представлена как последовательное осуществление: а)
пространственного контакта, б) психического контакта, в) социального контакта (совместная деятельность), г) взаимодействия, д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действия) [4;36;37].
В отечественной психологии используется иной подход:
[стр. 18]

индивидов, также требует определенного построения системы его связей, а этот процесс может быть реализован в общении.
В человеческом обществе общение выступает как способ сплочения индивидов и одновременно как способ развития самих этих индивидов.
Отсюда следует, что общение существует одновременно и как реальность общественных отношений, и как реальность межличностных отношений.
Естественно, что каждый ряд отношений реализуется в специфических формах общения (деловое, межличностное, управленческое, профессиональное и т.п.).
Учитывая сложность общения, необходимо обозначить его структуру, чтобы затем провести анализ каждого элемента.
К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций.
Обычно
выделяются три взаимосвязанные стороны в структуре общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.
Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е.
в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.
В истории социальной психологии известно несколько попыток описать структуру взаимодействия.
Большое распространение получила «теория социального действия», в которой в различных вариантах описывается индивидуальный акт действия.
Фиксировались компоненты взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга и, как следствие этого, их изменение.
К этой идее обращались социологи М.Вебер [49;50], К.Ясперс [250], А.Щюц,
социальные психологи Э.Берн [32], К.Янг, Л.Фримен и др.
Другая попытка построить структуру взаимодействия связана с описанием ступеней его развития.
При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которые оно проходит.
Такой подход
был предложен польским исследователем Я.
Щепаньским.
У Щепаньского центральным понятием описания социального поведения оказывается понятие «социальная связь».
Она может быть представлена как последовательное осуществление: а)
пространственною контакта, б) психического контакта, в) социального контакта (совместная деятельность), 18

[стр.,19]

г) взаимодействия, д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действия) [4;36;37].
В отечественной психологии используется иной подход:
первоначально дается анализ структуры человеческой деятельности, а затем внутри нее в качестве ее компонентов выделяются действия (и далее операции).
Структура отдельною действия при таком подходе задается структурой общей деятельности [36;48].
Заметим, что интерактивная сторона в социокультурном общении играет важную роль, т.к.
именно интеракция определяет степень воздействия передаваемой информации и, соответственно, направленность дальнейшего поведения объекта коммуникации, приводящею к согласию или конфликту.
Отметим, что во взаимодействии, прежде всего, выделяют два противоположных его вида: кооперацию и конкуренцию.
Различные авторы обозначают эти два вида различными терминами: сог ласие и конфликт, приспособление и оппозиция, ассоциация и диссоциация и т.д.
В одном случае ан&зизируются такие проявления взаимодействия, которые способствуют организации совместной деятельности, в другом «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой препятствия для нее [33].
Социокультурная коммуникация включает в себя идентификацию (симпатию), эмпатию, стереоз ипизацию, рефлексию и обратную связь.
Идентификация (симпатия) получила распространения в разных видах коммуникации и подразумевав! уподобление себя другому, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место.
При симпатии используются собственные способы интерпретации поведения других людей.
Согласно теории М.Беннета (М.Веппе*.
Ваз!С сопсер(з оГ ш(егси1шга1 сотпштсапоп.
5е1ес1еб ЯеасИп^з.
УагтошЬ, 1998), симпатия (идентификация) при коммуникативном взаимодействии с носителем другой культуры проявляется в том случае, если коммуникант следует «золотому правилу нравственности», которое призывает «посту пать с людьми так, как хотел бы.
19

[Back]