Проверяемый текст
Черноситова Татьяна Леонидовна. Социокультурная коммуникация: теоретико-социологический анализ коммуникативного дискурса в контексте межкультурного взаимодействия (Диссертация 2004)
[стр. 33]

социальной коммуникации обращаются, прежде всего, к мотивационным теориям, объясняющим сущность и функции межличностного взаимодействия, в рамках которого осуществляется и межличностная коммуникация [90,17-35].
Среди мотивационных теорий особое значение для понимания межличностной коммуникации имеет теория речевой деятельности, разработанная на основе общепсихологической теории деятельности (Л.С.
Выготский, А.Н.
Леонтьев), в которой определяются ключевые факторы социальной коммуникации как речевой деятельности мотив и цель.
Мотив соотносится с понятием деятельности как таковой, в нашем случае с коммуникативной деятельностью; цель соотносится с понятием действия в коммуникации это конкретный речевой акт.
Цель, как правило, является осознанной, тогда как мотив может быть осознанным и неосознанным
(индивид может не осознавать свое речевое поведение, однако он может действовать под воздействием культуры общества).
В конечном счете, при
достижении замысла мотивы и цель могут совпадать.
Мотив, выступая в своей ведущей смыслообразующей функции, имеет личностный смысл.
Рассматривая общение как вид деятельности, как своеобразный способ ее организации, проводится аналогия с исследованием самой деятельностью.
Сущность принципа деятельности в том и состоит, что она тоже рассматривается не просто со стороны формы
(т.е.
не просто констатируется активность индивида), но со стороны ее содержания (т.е.
выявляется именно предмет, на который эта активность направлена).
Деятельность, понятая как предметная деятельность, не может быть изучена вне характеристики ее предмета.
Подобно этому суть общения раскрывается лишь в том случае, когда констатируется не просто сам факт общения и даже
не способ общения, но его содержание [86,134].
В реальной практической деятельности человека главным вопросом является вопрос не о том, каким образом общается субъект, но по поводу чего он общается.
Здесь вновь уместна аналогия с изучением деятельности: если там важен анализ предмета деятельности, то здесь
33
[стр. 36]

последовательным в высказываниях и дискурсах.
Заметим, что коммуникатору при выдаче распорядительной информации необходимо актуализировать коммуникативную установку, т.е.
использовать либо одни и те же коммуникативные средства (эффект усиления при повторяемости), либо разные (эффект усиления при скрытой повторяемости за счет варьирования коммуникативных средств).
Таким образом, можно полагать, что мотивированность является тем компонентом структуры коммуникативной личности, который обеспечивает успешность ее коммуникативной деятельности уже на начальном этапе.
Помимо базовых функций коммуникации (информационной, экспрессивной и прагматической), в межличностной коммуникации особо выделяются социально значимые функции взаимодействие и воздействие, которые актуализируются в речевых актах в целом ряде частных функций.
В основе этих функций, как можно было убедиться, лежит главный принцип мотивационный.
Поэтому неудивительно, что исследователи социальной коммуникации обращаются, прежде всего, к мотивационным теориям, объясняющим сущность и функции межличностного взаимодействия, в рамках которого осуществляется и межличностная коммуникация [90,17-35].
Среди мотивационных теорий особое значение для понимания межличностной коммуникации имеет теория речевой деятельности, разработанная на основе общепсихологической теории деятельности (Л.С.
Выготский, А.Н.
Леонтьев), в которой определяются ключевые факторы социальной коммуникации как речевой деятельности мотив и цель.
Мотив соотносится с понятием деятельности как таковой, в нашем случае с коммуникативной деятельностью; цель соотносится с понятием действия в коммуникации это конкретный речевой акт.
Цель, как правило, является осознанной, тогда как мотив может быть осознанным и неосознанным,
т.е.
индивид может не осознавать свое речевое поведение, однако он может действовать под воздействием культуры общества.
В конечном счете, при
36

[стр.,37]

достижении замысла мотивы и цель могут совпадать.
Молив, выступая в своей ведущей смыслообразующей функции, имеет личностный смысл.
Рассматривая общение как вид деятельности, как своеобразный способ ее организации, проводится аналогия с исследованием самой деятельностью.
Сущность принципа деятельности в том и состоит, что она тоже рассматривается не просто со стороны формы
(т.с.
не просто констатируется активность индивида), но со стороны ее содержания (т.е.
выявляется именно предмет, на который эта активность направлена).
Деятельность, понятая как предметная деятельность, не может быть изучена вне характеристики ее предмета.
Подобно этому суть общения раскрывается лишь в том случае, когда констатируется не просто сам факт общения и даже
нс способ общения, но его содержание [86,134).
В реальной практической деятельности человека главным вопросом является вопрос не о том, каким образом общается субъект, но по поводу чего он общается.
Здесь вновь уместна аналогия с изучением деятельности: если там важен анализ предмета деятельности, то здесь
важен в равной степени анализ предмета общения.
Идея «вплетенности» общения в деятельность позволяет рассмотреть вопрос о том, что именно в деятельности может «конструировать» общение.
В самом общем виде ответ может быть сформулирован постулатом о том, что посредством общения деятельность организуется и обогащается.
Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания се целей, задач, уяснения специфики ее объекта и даже возможностей каждого из участников.
Включение общения в этот процесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельностей индивидуальных участников [72,116].
Это согласование деятельностей отдельных участников возможно осуществить благодаря такой характеристике общения, как присущая ему функция воздействия, в которой и проявляется «обратное влияние общения на деятельность» [85].
37

[Back]