информации. Ведь оно рассчитано на «любого» адресата, а в этом случае необходимы подробные разъяснения, отсутствие сокращений, идиом и т.д. Возможность различного восприятия текстов как возможность разного понимания вообще свидетельствует о наличии нескольких уровней, степеней сближения «ресурсов» тех индивидов, которые участвуют в коммуникативном процессе. Такие уровни могут рассматриваться как «уровни понимания» [187,45]. В.М. Соковнин и А.А. Брудный различают три уровня понимания: переход от одного элемента знаковой системы к другому, изменение структуры содержания сознания и параллельное создание смысловой картины. Уровни понимания могут быть выстроены в соответствии со смысловой структурой знаков культуры, где каждый из элементов этой структуры соответствует определённому уровню социальной деятельности. В связи с этим А.В. Соколов [199;200] и Т.Н. Громова выделяют три основных уровня понимания: первый уровень фиксации материальной формы знака (его идентификация, узнавание); второй выявление его социального значения и его личностного смысла, т.е. оценочное отношение и третий переживание. Прохождение данного ряда от идентификации (узнавания) до переживания соответствует достижению всё более полного и глубокого понимания. Каждый из выделенных уровней может характеризоваться различной степенью понимания, а совокупное понимание суммой информации, получаемой на каждом уровне. Однако центральным моментом понимания, определяющим другие, выступает понимание смыслового социокультурного значения, т.к. именно на этом уровне создаётся характер и сущность целей социальной деятельности. Социокультурное значение является центральным фактором эффективности понимания в социокультурной коммуникации, т.к. именно оно определяет общий контекст понимания. Рассматривая вопрос об эффективности социокультурных коммуникаций, необходимо обратиться к такому важному аспекту, как |
общечеловеческих интернациональных контактов, рост миграционных процессов обусловливают необходимость более или менее чёткого представления, какой степени понимания достигают люди в процессах коммуникации, построения методик выявления этой степени и т.д. Понимание как результат процесса социокультурной коммуникации во многом заключается в развитии, обогащении имеющихся знаний, их углублении, т. е. как в узнавании новых фактов, так и в установлении новых связей между фактами известными. Подход к проблеме эффективности .понимания в процессах социокультурной коммуникации предполагает решение двух задач, с которыми сталкивается любая концепция понимания. Речь идёт об объяснении неоднородности понимания и о критериях выбора «ключа» понимания (системы интерпретации). Иначе говоря, надо решить проблему разночтений, различною понимания одного и того же. Как показывают исследования, степень понимания, успешность коммуникации обусловлены не только знаниями (тезаурусами) участников коммуникации и не столько их «общей памятью», сколько общей структурой открытого для них «поля значений», т.е. их знанием об этой «общей памяти» и отношением к ней. Если такого знания нет, то сообщение должно содержать массу дополнительной и избыточной информации. Ведь оно рассчитано на «любого» адресата, а в этом случае необходимы подробные разъяснения, отсутствие сокращений, идиом и т.д. Возможность различного восприятия текстов как возможность разного понимания вообще свидетельствует о наличии нескольких уровней, степеней сближения «ресурсов» тех индивидов, которые участвуют в коммуникативном процессе. Такие уровни могут рассматриваться как «уровни понимания» [187,45]. В.М.Соковнин и А.А.Брудный различают три уровня понимания: переход от одного элемента знаковой системы к другому, изменение структуры содержания сознания и параллельное создание смысловой картины. Уровни понимания мо!ут быть выстроены в соответствии со 50 смысловой структурой знаков культуры, где каждый из элементов этой структуры соответствует определённому уровню социальной деятельности. В связи с этим А.В. Соколов [199;200] и Т.Н. Громова выделяют три основных уровня понимания: первый уровень фиксации материальной формы знака (его идентификация, узнавание); второй выявление его социального значения и его личностного смысла, т.е. оценочное отношение и третий переживание. Прохождение данного ряда от идентификации (узнавания) до переживания соответствует достижению всё более полного и глубокого понимания. Каждый из выделенных уровней может характеризоваться различной степенью понимания, а совокупное понимание суммой информации, получаемой на каждом уровне. Однако центральным моментом понимания, определяющим другие, выступает понимание смыслового социокультурного значения, т.к. именно на этом уровне создаётся характер и сущность целей социальной деятельности. Социокультурное значение является центральным фактором эффективности понимания в социокультурной коммуникации, т.к. именно оно определяет общий контекст понимания. Рассматривая вопрос об эффективности социокультурных коммуникаций, необходимо обратиться к такому важному аспекту, как изучение механизмов понимания людьми друг друга в ходе межличностного общения. Понимание людьми друг друга базируется на целом ряде условностей. Главная из них состоит в том, что человек руководствуется предположением, согласно которому его партнёры по взаимодействию видят и понимают мир, в сущности, так же, как и он сам (если я поменяюсь со своим партнёром местами так, что его «здесь» станет моим (и наоборот), я буду видеть личности, объекты и явления окружающего мира в той же самой типичности и в той же самой перспективе, что и он). Другими словами, характеристики мира не изменяются от перемены мест участников взаимодействия. Именно 51 |