трансформируясь в собственно педагогическую и вполне технологизирусмую категорию целей воспитания, обучения и развития личности, способствовали бы формированию социально и индивидуально необходимых человеческих качеств, предоопределяющих, в конечном счете, и формирование устойчивых качеств ментальности. Для того, чтобы образование могло реализовать органически присущие ему культурообразующие функции, необходимо выполнить ряд условий: а) надо признать, что именно становление, коррекция или преобразование не только индивидуальной культурой, но и культурой социума, является иерархически высшей ценностью и целью образовательной деятельности во всем сс многообразии; б) необходимо существенно обновить существующую парадигму философии образования, политики и стратегии в этой сфере; в) должны быть найдены технологически работоспособные механизмы трансформации обновленных философских, политических и стратегических доктрин образования в план повседневной практической деятельности педагогов на всех преемственно связанных ступенях образования. «Учитывая особенности российского менталитета, не стоит возлагать все надежды на технологии воспитания и образования или на обновление внешних условий жизни, надо обращаться к сознанию, душе ребенка, важно исходить из примата воспитания над образованием, обращать человека к осознанию смысла своей жизни как творения добра» (В.Н. Шердаков). В современной педагогической науке под содержанием образования понимается система научно обоснованных знаний, умений и навыков, мировоззренческих, нравственно-эстетических идей, элементов социального, познавательного и творческого опыта. Помимо знаний и опыта осуществления способов деятельности, в содержание образования включается также опыт творческой деятельности и опыт эмоциональноцепностных отношений. В обобщенном виде структуру содержания образования можно представить следующим образом. |
ны жизнедеятельности данной общности и составляющих ее индивидов. Он косвенно проявляется в самых разных аспектах образа жизни, в специфике экономических, социальных, политических и других общественных отношений, процессов, в смене поколений и социальном наследовании. Таким образом, менталитет, отличаясь повышенной устойчивостью, аккумулируя в себе непреходящие ценности, передаваемые из поколения в поколение и закрепляемые в социально-генетическом коде наций, является своеобразным защитным механизмом их культур. Все компоненты культуры (история, религия, философия, наука, литература, искусство) существенно влияют на ментальность, но технологически наиболее прямолинейно, непосредственно и относительно быстро эту задачу может решать сфера образования. Именно эта сфера способна аккумулировать в себе наиболее ценные компоненты культуры, педагогически трансформировать их в целях адаптации к реальным познавательным возможностям учащихся (детей, молодежи, взрослых) и последовательно организовать процесс активной жизнедеятельности. Поиск «технологии» ментальных преобразований в социуме наиболее сухцест1 венная проблема человеческой цивилизации, напрямую связанная с ее выживаемостью. Основания такой «технологии» уже сейчас просматриваются достаточно определенно. Они лежат в сфере духовной жизни общества, в сфере широко понимаемой культуры и вполне конкретно понимаемого образования и воспитания, которые являются подлинным духовным базисом социума, предопределяющим действенность всех остальных, в том числе и экономических, составляющих общественного прогресса. Для того чтобы образование могло реализовать органически присущие ему менталеобразующие функции, необходимо выполнить ряд условий: во-первых, надо признать, что именно формирование, коррекция или преобразование не только индивидуального менталитета, но и менталитета социума, является иерархически высшей ценностью и целью образовательной деятельности во всем ее многообразии; во-вторых, необходимо существенно обновить существующую парадигму философии образования, политики и стратегии в этой сфере; в-третьих, должны быть найдены технологически работоспособные механизмы трансформации обновленных философских, политических и стратегических док36 участие в этой деятельности предполагает сформированность у субъектов этой деятельности экологических интересов, мотивов, установок, убеждений, сознания, самосознания, экологических знаний, умений и качеств как состаляющих ядро экологического менталитета личности. Таким образом, результаты первого этапа констатирующего эксперимента создали необходимую базу данных сравнительно-сопоставительного анализа для проведения формирующего эксперимента, направленного на поиск путей становления экологического менталитета в системе образования. 4.3.Содержание и пути становления экологического менталитета в системе общешкольного образования Сфера образования является не только менталеобразующим, но и менталепреобразующим «агентом среды», который способен технологизировать и активизировать сложнейший процесс управления индивидуальной и общественной ментальностью. Именно в сфере образования могут и должны наследоваться инвариантные во времени и пространстве общечеловеческие гуманистические ценности, которые, трансформируясь в собственно педагогическую и вполне технологизируемую категорию целей воспитания, обучения и развития личности, способствовали бы формированию социально и индивидуально необходимых человеческих качеств, предоопределяющих, в конечном счете, и формирование устойчивых качеств ментальности. Для того чтобы образование могло реализовать органически присущие ему менталеобразующие функции, необходимо выполнить ряд условий: а) надо признать, что именно становление, коррекция или преобразование не только индивидуального менталитета, но и менталитета социума, является иерархически высшей ценностью и целью образовательной деятельности во всем ее многообразии; б) необходимо существенно обновить существующую парадигму философии образования, политики и стратегии в этой сфере; в) должны бьггь найдены технологически работоспособные механизмы трансформации обновленных философских, политических и стратегических доктрин образования в план повседневной практической деятельности педагогов на всех преемственно связанных ступенях образования. «Учитывая особенности российского менталитета, не стоит возлагать все надежды на технологии воспитания и образования или на обновление внешних условий жизни, надо обращаться к сознанию, душе ребенка, важно исходить из примата воспитания над образованием, обращать человека к осознанию смысла своей жизни как творения добра» (В.Н. Шердаков). В современной педагогической науке под содержанием образования понимается система научно обоснованных знаний, умений и навыков, мировоззренческих, нравственно-эстетических идей, элементов социального, познавательного и творческого опыта. Помигмо знаний и опыта осуществления способов деятельности, в содержание образования включается также опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений. В обобщенном виде структуру содержания образования можно представить следующим образом. Рис. 2. Структура содержания отечественного образования Отсюда, под содержанием подготовки школьников к социоприродной деятельности мы будем понимать систему экологических знаний, умений и навыков, а также эмоционально-ценностных отношений к экологической деятельности, выраженных в качестве личности школьника. В данном исследовании опытно-экспериментальной проверке подвергся процесс становления экологического менталитета у учащихся Дальнего Востока в соответствии с концепцией исследования (Приложение 7). Важнейшими элементами процесса становления экологического менталитета являются 3 блока, имеющих свою направленность: образовательную, воспитательную, деятельностно-практическую. Становление осуществлялось через три формы организации учебно-воспитательного процесса: уроки, экологические мероприятия в |