выделении предметной стороны культуры. Культура рассматривалась как совокупность материальных и духовных ценностей, являющихся результатом общественно-исторической трудовой деятельности человечества. Эта точка зрения представлена в работах Г.Г. Карпова, С.Н. Глазычева [37,55]. Сегодня особо актуальное значение приобретает изучение методологических проблем культуры в связи с практикой экономической жизни, производственной деятельности людей, демократизацией общества, и в этом контексте возникли понятия “производственная культура”, “технологическая культура”, “экологическая культура”, “ экономическая культура”, “правовая культура” и т.д. Н.Ф. Тарасенко раскрывает некоторые понятия. Приведем одно из них: «технологическая культура формирование и осуществление отношений как специфического человеческого изменения объективной реальности, то есть отношения, которые являются исключительно человеческим достоянием и через которое раскрываются все другие отношения: гносеологические, технологические, управленческие и т.д. Технологическая культура способ способов, т.е. в данном случае рассматривается культура в формах, адекватных конкретно-научному знанию и общенаучному методу» [107, С.35]. Можно сказать, что культура это духовный компонент человеческой деятельности как составная часть и условие всей системы деятельности, обеспечивающей различные стороны жизни человека. Это означает, что культура “вездесуща”, но вместе с тем и в каждом конкретном виде деятельности она представляет лишь ее собственно духовную сторону во всем разнообразии социально значимых проявлений. Вместе с тем, культура это процесс и результат духовного производства, что и делает сс существенной частью совокупного общественного производства и социальной регуляции наряду с политикой, экономикой и социальной структу рой. Культура раскрывает свое содержание через систему норм, ценностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в системе морали и права, религии, в художественной сфере и науке. Кроме того, культура существует и в практическидейственной форме, в форме событий и процессов, в которых проявились установки и ориентации участников, т.с. различных слоев, групп и индивидов. В культуре находит выражение богатство и диффереицированность общественной жизни, а вместе с тем, ее системность, поддерживающая единство общества и преемственность его развития. Через социальные и профессиональные субкультуры происходит адаптация общества к потребностям сложной деятельности. Выработка научного определения понятия культуры, раскрывающего |
Глава 2. Социально-психологические и аксиологические проблемы становления экологического менталитета учащейся молодежи. 2.1. Развитие и формирование личности в психологической теории и практике с позиций ценностной парадигмы становления экологической ментальности человека Поскольку в предыдущем разделе экологический менталитет определен нами как защитный слой ядра экологической структуры возникает необходимость в более детальном анализе сущности последней с тем, чтобы выделить ее основные структурные элементы, названные нами ядром экологической культуры. Именно по отношению к последнему экологический менталитет выполняет функцию как защитного, так и фильтрующего механизма. Анализируя историографию культуры, можно выделить несколько доминирующих подходов к ее трактовке. Едва ли не самой характерной чертой современных определений культуры оказывается их все более возрастающее и усложняющее многообразие и многозначность. Говорят о культуре материальной и духовной, о культуре производства и торговли, о культуре поведения и т.д. Кроме того, свои понятия культуры возникают в социологии, педагогике, психологии, технических и прикладных науках. Культура раскрывает свое содержание через систему норм, ценностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в системе морали и права, религии, в художественной сфере и науке. Кроме того, культура существует и в практическидейственной форме, в форме событий и процессов, в которых проявились установки и ориентации участников, т.е. различных слоев, групп и индивидов. В культуре находит выражение богатство и дифференцированность общественной жизни, а вместе с тем ее системность, поддерживающая единство общества и преемственность его развития. Через социальные и профессиональные субкультуры происходит адаптация общества к потребностям сложной деятельности. Выработка научного определения понятия культуры, раскрывающего общеисторический смысл и содержание данного явления, его место в общественной жизни, наталкивается на серьезные методологические и теоретические трудности. Они вызваны не только многогранностью феномена культуры, но и многозначностью самого термина «культура». 91 |