общеисторический смысл и содержание данного явления, его место в общественной жизни, наталкивается на серьезные методологические и теоретические трудности. Они вызваны не только многогранностью феномена культуры, но и многозначностью самого термина “культура”. Культура возникает вместе с появлением на Земле человечества, и каждый шаг человека по пути общественного прогресса был одновременно шагом вперед в развитии культуры. Уже на ранних этапах человеческой истории выделяется особая категория людей, которые профессионально заняты воспроизведением, поддержанием и обновлением культурных норм, ценностей и смыслов. Поэтому понимание культуры было расширено и переосмыслено за счет перенесения внимания на процесс культурной деятельности, в ходе которой вырабатываются, распределяются и потребляются культурные ценности. Эта позиция нашла свое выражение в статье В.М. Межусва “О понятии культуры”. Автор разграничивает широкое и узкое понятие культуры, понимая под последним, духовную культуру. “Духовную культуру, указывает Б.М. Межуев, нельзя свести лишь к сумме жертв, достигнутых результатов духовной деятельности людей, к простой совокупности духовных ценностей... Духовная культура... есть производство, распределение и потребление духовных ценностей; она является единым процессом созидания и освоения всего духовного богатства общества” [72, С.ЗЗ]. Наиболее интересной и аргументированной представляется концепция B.C. Семенова. Указывая на неразрывность развития культуры и развития человека, он приходит к выводу, что культура играет особую специфическую роль во взаимоотношениях человека и мира: “С философской точки зрения, культура есть особый деятельностный способ овладения человеком мира, включая как весь внешний мир природу и общество, так и внутренний мир самого человека в смысле его формирования и развития” [102, С.18]. Из сказанного следует, что человек в культуре присутствует не только как ее творен, но и как ее главный результат. Следовательно, творение человека, формирование и развитие его личности его внутреннего мира является важнейшей целью духовной деятельности общества. Очевидно, общее понятие культуры должно содержать в себе то общее, что присуще каждой культуре независимо от места и времени ее происхождения, что заключает в себе такие моменты, без которых не может обойтись ни одна исторически конкретная форма культуры. Вместе с тем, такое “общее” полностью обиаруживаег себя лишь па определенном этапе развития самой культуры. Хотя “зачатки” культуры возникают в истории с самого се начала, понимание культуры как таковой, в ее |
Глава 2. Социально-психологические и аксиологические проблемы становления экологического менталитета учащейся молодежи. 2.1. Развитие и формирование личности в психологической теории и практике с позиций ценностной парадигмы становления экологической ментальности человека Поскольку в предыдущем разделе экологический менталитет определен нами как защитный слой ядра экологической структуры возникает необходимость в более детальном анализе сущности последней с тем, чтобы выделить ее основные структурные элементы, названные нами ядром экологической культуры. Именно по отношению к последнему экологический менталитет выполняет функцию как защитного, так и фильтрующего механизма. Анализируя историографию культуры, можно выделить несколько доминирующих подходов к ее трактовке. Едва ли не самой характерной чертой современных определений культуры оказывается их все более возрастающее и усложняющее многообразие и многозначность. Говорят о культуре материальной и духовной, о культуре производства и торговли, о культуре поведения и т.д. Кроме того, свои понятия культуры возникают в социологии, педагогике, психологии, технических и прикладных науках. Культура раскрывает свое содержание через систему норм, ценностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в системе морали и права, религии, в художественной сфере и науке. Кроме того, культура существует и в практическидейственной форме, в форме событий и процессов, в которых проявились установки и ориентации участников, т.е. различных слоев, групп и индивидов. В культуре находит выражение богатство и дифференцированность общественной жизни, а вместе с тем ее системность, поддерживающая единство общества и преемственность его развития. Через социальные и профессиональные субкультуры происходит адаптация общества к потребностям сложной деятельности. Выработка научного определения понятия культуры, раскрывающего общеисторический смысл и содержание данного явления, его место в общественной жизни, наталкивается на серьезные методологические и теоретические трудности. Они вызваны не только многогранностью феномена культуры, но и многозначностью самого термина «культура». 91 |