Проверяемый текст
Шумейко, Александр Александрович; Становление экологического менталитета у школьников Дальнего Востока России (Диссертация 2000)
[стр. 28]

экологическая культура недостаточно разработанный раздел социологии, психологии и педагогики.
Конкретное содержание понятия “экологическая культура” может быть охарактеризовано через следующие структурные элементы: • национальные стереотипы образа жизни; • уровень и структуру потребления, стереотипы потребления; • культурные образцы экологических представлений и экологическое поведение;нормы и образцы социального взаимодействия хозяйственных субъектов, способы воспроизведения и трансляции этих образцов;организационные формы существования экологической культуры (преобладание коллективного или индивидуального типа деятельности, жесткая или свободная регламентация взаимодействия и т.п.);ценностно-мотивационные отношения к труду, богатству, накоплению (трудовая этика);степень реализации экологической цели и завершенности самой экологической деятельности;мера интенсивности освоения (обработки) экологического пространства.
Следующая группа элементов характеризует экологическую культуру с точки зрения ее внешней и внутренней динамики: • степень се восприимчивости (насколько данная культура способна усваивать новое из других культур);соотношение изменчивости и консерватизма в культуре;наличие или отсутствие в ней внутренних импульсов развития.
Экологическая культура всегда существует в определенных пространственных и конкретно-исторических условиях.
Поэтому она испытывает воздействие и со стороны пространственных факторов (количественных и качественных) особенностей ландшафта, местонахождения страны, наличия в ней водных и иных путей сообщения, размеров се общей и сельскохозяйственной территорий, их качества (полезные ископаемые, плодородие почвы и т.д.), и со стороны факторов временных (тот или иной период исторического развития данной хозяйственной культуры, этап воздействия на нее иных культур).
Экологическая культура общества как особая специализированная сфера культуры всегда связана с деятельностью но производству жизни (жизнеобеспечением) и воплощена в таких своих носителях, как технология, обычаи, нормы права, в определенных институциональных структурах.
Прежде всего, экологическая культура представлена в институциональной системе
[стр. 104]

Наши и другие исследования позволяют утверждать, что ядром экологической культуры являются следующие ее структурные элементы: а) национальные стереотипы образа жизни; уровень и структура потребления, стереотипы потребления; в) культурные образцы экологических представлений и экологическое поведение; г) нормы и образцы социального взаимодействия хозяйственных субъектов, способы воспроизведения и трансляции этих образцов; д) организационные формы существования экологической культуры (преобладание коллективного или индивидуального типа деятельности, жесткая или свободная регламентация взаимодействия и т.п.); е) ценностно-мотивационные отношения к труду, богатству, накоплению (трудовая этика); ж) степень реализации экологической цели и завершенности самой экологической деятельности; з) мера интенсивности освоения (обработки) экологического пространства.
Главная функция ядра культуры сохранение и передача самоидентичности социума.
Оно обладает высокой устойчивостью и минимальной изменчивостью, являясь накопителем информации в виде принципов, стандартов и норм поведения, системы ценностей и способов их создания.
Для сохранения ядра культуры в процессе исторического развития возникает особый защитный пояс ментальность, который выполняет функцию фильтрующего механизма, пропускающего директивную информацию, идущую из ядра культуры, отслеживающего и контролирующего эту информацию, поступающую в социум от других культур [189, С.
12].
Экологические компоненты ментальности составляют основу того механизма, который сохраняет и одновременно адаптирует ядро культуры в определенный исторический период развития общества.
Именно он определяет степень ее восприимчивости (насколько данная культура способна усваивать новое из других культур); соотношение изменчивости и консерватизма в культуре; наличие или отсутствие в ней внутренних импульсов развития.
В советский период ядро и защитный пояс культуры сложились на основе общественной системы, провозгласившей коллективную собственность, всеобщее равенство, унифицированный образ жизни.
Это позволило сформировать определенную ментальность, нормы, стандарты поведения, систему ценностей, экологические оценочные критерии.
Анализ ментальности нашего общества позволяет заключить, что в условиях культуры советского периода возникла ситуация, когда экологические идеалы, осно

[стр.,158]

тельского, называют информационным.
Бесспорно, при этих условиях сердцевиной информационного общества должна быть образовательно-воспитательная система, которая основывается на качественно новой информации и новых информационных технологиях.
Образование должно иметь опережающий характер, а система опережающего образования должна передавать нынешнему и будущим поколениям информацию, направленную на выживание человечества и создание действительной сферы разума (ноосферы) в сложные исторические периоды, подобные тому, который мы сейчас переживаем, когда во много раз увеличивается объем социально значимой информации.
Коллективный интеллект нации не всегда способен эффективно и своевременно перерабатывать эти вышедшие из берегов информационные процессы.
В этих случаях место несрабатьгаающего интеллекта автоматически занимают низшие пласты общественной психики, отражающие действительность на дорациональном, дологическом, эмоционально окрашенном уровне.
Значение менталитета среди явлений этого уровня трудно переоценить.
Выводы по второй главе Рассматривая экологический менталитет как защитный слой экологической культуры, мы определили ее ядро, в качестве которого выступают следующие структурные элементы: национальные стереотипы образа жизни; уровень и структура потребления, стереотипы потребления; культурные образцы социального взаимодействия хозяйственных субъектов, способы воспроизведения и трансляции этих образцов; организационные формы существования экологической культуры (преобладание коллективного или индивидуального типа деятельности, жесткая или свободная регламентация взаимодействия и т.п.); ценностно-мотивационные отношения к труду, богатству, накоплению (трудовая этика); степень реализации экологической цели и завершенности самой экологической деятельности; мера интенсивности освоения (обработки) экологического пространства.
158

[Back]