Проверяемый текст
Шумейко, Александр Александрович; Становление экологического менталитета у школьников Дальнего Востока России (Диссертация 2000)
[стр. 49]

характеристикой морали.
И как бы человек высоко не поднялся в нравственном развитии и именно потому, что он поднялся высоко, он
остаётся критичным но отношению к себе и миру.
Существенной характеристикой моральных требований является их универсальность,
гаи всеобщность.
Всеобщность нередко и правомерно понимается как то, что: а) у всех людей есть некоторые общие представления о добродетельном, правильном и достойном; б)
определённые моральные требования и ценности являются общераспространёнными; в) всеми признаваемыми в виде неких «простых норм нравственности» или «общечеловеческих ценностей».
Такие понимания всеобщности моральных требований отражают действительный факт
общераспространённости некоторых форм поведения и человеческих взаимоотношений.
По универсальность как свойство морального требования неправильно сводить к общераспространённости.
Под универсальностью следует понимать безотносительность нормативных суждений к конкретным лицам и ситуациям.
Долг представляет собой осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральным идеалом, что следует из морального идеала.
Долг человека следовать по пути добродетели, делать добро другим людям
но мерс возможности, не допускать в себе порочности, противостоять злу.
Психологически долг, в самом деле,
осознаётся личностыо как необходимость совершения определённых действий.
Более того, он осознаётся как изнутри данная необходимость, как внутреннее побуждение.
Сознание морального долга всегда есть как минимум понимание неприемлемости чего-то в себе; далее решимость переступить через что-то в себе и, наконец, воля воспротивиться самому себе.
Сопротивление себе, совершение того, что не является непосредственным желанием или что входит в противоречие с другими желаниями, конечно, требует
самоиринуждсния.
Требования долга самоценны.
Это выражается не только в том, что человек исполняет долг бескорыстно и тем самым демонстрирует свою независимость от извне данных норм и правил, но и в том, что, исполняя долг, он утверждает его приоритетность
но отношению к страху, наслаждению, личной пользе, желанию славы и т.д.
В исполнении морального долга проявляется автономия личности — следуя закону, человек не нуждается во внешнем принуждении, и, исполняя моральное требование, человек
относится к нему так, как если бы оно было установлено им самим.
Вес ограничения, которые человек добровольно накладывает на себя, и действия, которые он совершает во исполнение требования,
[стр. 117]

подходу, человек от природы несовершенен, общество есть средоточие зла; мораль дана человеку (скорее всего, Божеством), чтобы обуздать его страсти и удержать от зла; в следовании долгу человек обретает благо.
Этот подход свойственен деонтологическим теориям.
Эвдомонистический подход указывает на определенное содержание, которое должно быть реализовано в моральном поступке.
Деонтологический подход указывает на форму, посредством которой только и может быть реализовано какое-либо моральное содержание.
Но как в одном, так и в другом решении проблемы соотношения ценности (блага) и нормы (долга) предполагается, что нравственная задача решается человеком в преодолении чего-то себя, обстоятельств.
В любом случае.
Мораль императивна, и ее императивность осуществляется посредством противопоставления того, что должно быть, и того, что есть в этой жизни.
Имея в виду эту существенную черту моральной императивности постоянную противоположность должного и сущего, можно сказать, что деонтологический подход точнее раскрывает механизм функционирования морали.
Противоречие должного и сущего, обязанностей и нравов является фундаментальной характеристикой морали.
И как бы человек высоко не поднялся в нравственном развитии, и именно потому, что он поднялся высоко, он
остается критичным по отношению к себе и миру.
Существенной характеристикой моральных требований является их универсальность
или всеобщность.
Всеобщность нередко и правомерно понимается как то, что.
а) у всех людей есть некоторые общие представления о добродетельном, правильном и достойном; б)
определенные моральные требования и ценности являются общераспространенными; в) всеми признаваемыми в виде неких «простых норм нравственности» или «общечеловеческих ценностей».
Такие понимания всеобщности моральных требований отражают действительный факт
общераспространенности некоторых форм поведения и человеческих взаимоотношений.
Но универсальность как свойство морального требования неправильно сводить к общераспространенности.
Под универсальностью следует понимать безотносительность нормативных суждений к конкретным лицам и ситу ациям.
Долг представляет собой осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральным идеалом, что следует из морального идеала.
Долг человека следовать по пути добродетели, делать добро другим людям


[стр.,118]

по мере возможности, не допускать в себе порочности, противостоять злу.
Психологический долг в самом деле
осознается личностью как необходимость совершения определенных действий.
Более того, он осознается как изнутри данная необходимость, как внутреннее побуждение.
Сознание морального долга всегда есть как минимум понимание неприемлемости чего-то в себе, далее решимость переступить через что-то в себе и, наконец, воля воспротивиться самому себе.
Сопротивление себе, совершение того, что не является непосредственным желанием или что входит в противоречие с другими желаниями, конечно, требует
самопринуждения.
Требования долга самоценны.
Это выражается не только в том, что человек исполняет долг бескорыстно и тем самым демонстрирует свою независимость от извне данных норм и правил, но и в том, что, исполняя долг, он утверждает его приоритетность
по отношению к страху, наслаждению, личной пользе, желанию славы и т.д.
В исполнении морального долга проявляется автономия личности следуя закону, человек не нуждается во внешнем принуждении, и, исполняя моральное требование, человек
относиться к нему так, как если бы оно было установлено им самим.
Все ограничения, которые человек добровольно накладывает на себя, и действия, которые оно совершает во исполнение требования, имеют моральный смысл при условии, что оно действует, будучи уверенным в своей правоте.
Носителем и всеобщего начала морали, и частного может быть как личность, так и общность.
Соответственно нравственную правду может отстаивать как личность в противостоянии своекорыстному, коррумпированному или порочному сообществу, так и сообщество, накладывая ограничения на своекорыстного, тщеславного, распущенного индивида.
Сознание долга не существует само по себе.
Это всегда осознание необходимости определенного рода поступков по выполнению различных требований.
Совесть представляет собой способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному неисполнение долга.
Как автономен долг, так и совесть человека, по существу, независима от мнения окружающих.
В этом совесть отличается от другого внутреннего контрольного механизма сознания стыда.
В европейских языках слово «совершенство» (лат.
perfects восходит к pefectio завершение) содержит в себе представление о завершенности, законченности, исполненности чего-то и родственно словам, в которых эти представления выражаются.
118

[Back]