Проверяемый текст
Шумейко, Александр Александрович; Становление экологического менталитета у школьников Дальнего Востока России (Диссертация 2000)
[стр. 50]

имеют моральный смысл при условии, что он действует, будучи уверенным в своей правоте.
Носителем и всеобщего начала морали, и частного может быть как личность, так и общность.
Соответственно нравственную правду может отстаивать как личность в противостоянии своекорыстному, коррумпированному или порочному сообществу, так и сообщество, накладывая ограничения
па своекорыстного, тщеславного, распущенного индивида.
Сознание долга не существует само
но себе.
Это всегда осознание необходимости
определённого рода поступков но выполнению различных требований.
Совесть представляет собой способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать
своё несоответствие должному неисполнение долга.
Как автономен долг, так и совесть человека, по существу, независима от мнения окружающих.
В этом совесть отличается от другого внутреннего контрольного механизма сознания стыда.
В европейских языках слово «совершенство» (лат.
perfects восходит к
perfectio завершение) содержит в себе представление о завершённости, законченности, исполнеиности чего-то и родственно словам, в которых эти представления выражаются.
Понятие «совершенство» возникает на основе идеи некоторой высшей цели или некоторого стандарта, с которым соотносятся результаты деятельности и как бы указывает на реализованность цели, помысла, стандарта или образца.
В этике речь
идёт о совершенстве человека и о путях достижения им совершенства.
Понятие совершенства получает содержательную
определённость через понятие нравственного долга.
В истории этико-философской и религиозной мысли идея совершенства развивается в противопоставлении гедоническому опыту как представление об упорядоченности и
одухотворённости склонностей человека.
Если попытаться выделить в этической мысли различные образы совершенства, то один из них будет связан с понятием меры.
Мера здесь не должна пониматься как соразмерность, соответствие чему-то внешнему: среде, жизненным ролям личности или обстоятельствам.
Речь
идёт о духовном понимании меры.
Умеренность в потребностях и желаниях уже древними мудрецами и философами мыслилась как условие личной безупречности, самосовершенствования, приближения к идеалу.
Такое понимание совершенства содержится, например, в аристотелевском учении о добродетели и добродетельной личности: совершенной является
[стр. 118]

по мере возможности, не допускать в себе порочности, противостоять злу.
Психологический долг в самом деле осознается личностью как необходимость совершения определенных действий.
Более того, он осознается как изнутри данная необходимость, как внутреннее побуждение.
Сознание морального долга всегда есть как минимум понимание неприемлемости чего-то в себе, далее решимость переступить через что-то в себе и, наконец, воля воспротивиться самому себе.
Сопротивление себе, совершение того, что не является непосредственным желанием или что входит в противоречие с другими желаниями, конечно, требует самопринуждения.
Требования долга самоценны.
Это выражается не только в том, что человек исполняет долг бескорыстно и тем самым демонстрирует свою независимость от извне данных норм и правил, но и в том, что, исполняя долг, он утверждает его приоритетность по отношению к страху, наслаждению, личной пользе, желанию славы и т.д.
В исполнении морального долга проявляется автономия личности следуя закону, человек не нуждается во внешнем принуждении, и, исполняя моральное требование, человек относиться к нему так, как если бы оно было установлено им самим.
Все ограничения, которые человек добровольно накладывает на себя, и действия, которые оно совершает во исполнение требования, имеют моральный смысл при условии, что оно действует, будучи уверенным в своей правоте.
Носителем и всеобщего начала морали, и частного может быть как личность, так и общность.
Соответственно нравственную правду может отстаивать как личность в противостоянии своекорыстному, коррумпированному или порочному сообществу, так и сообщество, накладывая ограничения
на своекорыстного, тщеславного, распущенного индивида.
Сознание долга не существует само
по себе.
Это всегда осознание необходимости
определенного рода поступков по выполнению различных требований.
Совесть представляет собой способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать
свое несоответствие должному неисполнение долга.
Как автономен долг, так и совесть человека, по существу, независима от мнения окружающих.
В этом совесть отличается от другого внутреннего контрольного механизма сознания стыда.
В европейских языках слово «совершенство» (лат.
perfects восходит к
pefectio завершение) содержит в себе представление о завершенности, законченности, исполненности чего-то и родственно словам, в которых эти представления выражаются.
118

[стр.,119]

Понятие «совершенство» возникает на основе идеи некоторой высшей цели или некоторого стандарта, с которым соотносятся результаты деятельности и как бы указывает на реализованность цели, помысла, стандарта или образца.
В этике речь
идет о совершенстве человека и о путях достижения им совершенства.
Понятие совершенства получает содержательную
определенность через понятие нравственного долга.
В истории этико-философской и религиозной мысли идея совершенства развивается в противопоставлении гедоническому опыту как представление об упорядоченности и
одухотворенности склонностей человека.
Если попытаться выделить в этической мысли различные образы совершенства, то один из них будет связан с понятием меры.
Мера здесь не должна пониматься как соразмерность, соответствие чему-то внешнему: среде, жизненным ролям личности или обстоятельствам.
Речь
идет о духовном понимании меры.
Умеренность в потребностях и желаниях уже древними мудрецами и философами мыслилась как условие личной безупречности, самосовершенствования, приближения к идеалу.
Такое понимание совершенства содержится, например, в аристотелевском учении о добродетели и добродетельной личности: совершенной является
добродетельная, а значит, деятельная личность, знающая надлежащую меру ко всему и во всем, стремящаяся к достойной, разумно определенной и прекрасно-благой жизни [19, С.91-92].
Аристотелевский идеал совершенной личности покоится на идее самоограничения и подчинения человеком всех своих поступков разумно избранной цели.
Человеку, таким образом, в общей форме задается ориентация на идеал, на высшее благо, в аристотелевской трактовке на подготовку себя к практическому осуществлению.
Другое понимание совершенства предложил И.Кант.
Совершенство не может быть долгом человека.
Под долг не подпадает физическое, социальное, личностное совершенствование человека: необязательно совершенствование того, что дано человеку природой или жизненными обстоятельствами.
Нравственное совершенство начинается с усилия по преображению этих данных в соответствии с требованиями долга [204, С.259].
Таким образом, быть совершенным, по Канту, это значит быть нравственным, а самосовершенствоваться развиваться в качестве нравственного субъекта.
Не совершенствование само по себе, а совершенное исполнение долга и исполнение долга в совершенствовании является главной задачей человека.

[Back]