добродетельная, а значит, деятельная личность, знающая надлежащую меру ко всему п во всём стремящаяся к достойной, разумно определённой и прекрасноблагой жизни [6, C.9I-92, 287-288]. Аристотелевский идеал совершенной личности покоится на идее самоограничения и подчинения человеком всех своих поступков разумно избранной цели. Человеку, таким образом, в общей форме задастся ориентация на идеал, на высшее благо, в аристотелевской трактовке на подготовку себя к практическому осуществлению. Другое понимание совершенства предложил И. Кант. Совершенство не может быть долгом человека. Под долг не подпадает физическое, социальное, личностное совершенствование человека: необязательно совершенствование того, что дано человеку природой или жизненными обстоятельствами. Нравственное совершенство начинается с усилия по преображению этих данных в соответствии с требованиями долга [52, С. 129]. Таким образом, быть совершенным, по Канту, это значит быть нравственным, а самосовершенствоваться развиваться в качестве нравственного субъекта. Не совершенствование само по себе, а совершенное исполнение долга и исполнение долга в совершенствовании является главной задачей человека. Совершенствование в христианстве немыслимо без спасения от греха и обретения загробного блаженства. В отличие от буддистской этики нирваны христианство проповедует деятельную любовь к людям. Более того, в христианстве преобладает вера в то, что человек должен совершенствоваться во имя деятельной любви. Христианство не настаивает на отрешении человека от всех своих чувственных проявлений, как это порой представляется в упрощенной критике христианства; человеку подсказывается путь раскрепощения, освобождения из-под власти самодовлеющих страстей. Согласно перфекционистским представлениям христианства, каждый человек несёт в себе возможность спасения, или совершенствования, для этого человеку необходимо лишь осуществить своё естественное и единственное предназначение — подчиниться воле Бога и на основе этого преобразиться и обожиться, соединившись с Богом в осуществлении идеала Богочеловека. Отсюда вытекают два нравственных императива человека в отношении Бога, или абсолюта, которые B.C. Соловьёв сформулировал следующим образом: (а) «Имей в себе Бога»; (б) «Относись ко всему по-Божьи» [104, С.259]. Таким образом, в каждом из предложенных образов совершенства, рассмотренных на примере учений Аристотеля, Канта, стоицизма и христианства, можно выделить существенные моменты, для которых складывается обобщенное |
Понятие «совершенство» возникает на основе идеи некоторой высшей цели или некоторого стандарта, с которым соотносятся результаты деятельности и как бы указывает на реализованность цели, помысла, стандарта или образца. В этике речь идет о совершенстве человека и о путях достижения им совершенства. Понятие совершенства получает содержательную определенность через понятие нравственного долга. В истории этико-философской и религиозной мысли идея совершенства развивается в противопоставлении гедоническому опыту как представление об упорядоченности и одухотворенности склонностей человека. Если попытаться выделить в этической мысли различные образы совершенства, то один из них будет связан с понятием меры. Мера здесь не должна пониматься как соразмерность, соответствие чему-то внешнему: среде, жизненным ролям личности или обстоятельствам. Речь идет о духовном понимании меры. Умеренность в потребностях и желаниях уже древними мудрецами и философами мыслилась как условие личной безупречности, самосовершенствования, приближения к идеалу. Такое понимание совершенства содержится, например, в аристотелевском учении о добродетели и добродетельной личности: совершенной является добродетельная, а значит, деятельная личность, знающая надлежащую меру ко всему и во всем, стремящаяся к достойной, разумно определенной и прекрасно-благой жизни [19, С.91-92]. Аристотелевский идеал совершенной личности покоится на идее самоограничения и подчинения человеком всех своих поступков разумно избранной цели. Человеку, таким образом, в общей форме задается ориентация на идеал, на высшее благо, в аристотелевской трактовке на подготовку себя к практическому осуществлению. Другое понимание совершенства предложил И.Кант. Совершенство не может быть долгом человека. Под долг не подпадает физическое, социальное, личностное совершенствование человека: необязательно совершенствование того, что дано человеку природой или жизненными обстоятельствами. Нравственное совершенство начинается с усилия по преображению этих данных в соответствии с требованиями долга [204, С.259]. Таким образом, быть совершенным, по Канту, это значит быть нравственным, а самосовершенствоваться развиваться в качестве нравственного субъекта. Не совершенствование само по себе, а совершенное исполнение долга и исполнение долга в совершенствовании является главной задачей человека. Совершенствование в христианстве немыслимо без спасения от греха и обретения загробного блаженства, В отличие от буддисткой этики нирваны христианство проповедует деятельную любовь к людям. Более того, в христианстве преобладает вера в то, что человек должен совершенствоваться во имя деятельной любви. Христианство не настаивает на отрешении человека от всех своих чувственных проявлений, как это порой представляется в упрощенной критике христианства; человеку подсказывается путь раскрепощения, освобождения из-под власти самодовлеющих страстей. Согласно перфекционистским представлениям христианства, каждый человек несет в себе возможность спасения, или совершенствования, для этого человеку необходимо лишь осуществить свое естественное и единственное предназначение подчиниться воле Бога и на основе этого преобразиться и обожиться, соединившись с Богом в осуществлении идеала Богочеловека. Отсюда вытекает два нравственных императива человека в отношении Бога, или абсолюта, которые Вл.С. Соловьев сформулировал следующим образом: (а) «Имей в себе Бога»; (б) «Относись ко всему по-Божьи» [406, С.259]. Таким образом, в каждом из предложенных образов совершенства, рассмотренных на примере учений Аристотеля, Канта, стоицизма и христианства, можно выделить существенные моменты, для которых складывается обобщенное представление об этике самосовершенствования. Первое самоограничение и личная дисциплина, второе стойкость в исполнении долга и сознательном подчинении себя выбранной цели, третье внутренняя свобода, четвертое верность этическому абсолюту и пятое непрестанные усилия по практическому осуществлению идеала. Мораль является одним из механизмов одухотворения человека. Духовность справедливо понимается как обращенность человека к высшим ценностям к идеалу, как сознательное стремление человека усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу одухотвориться. В противостоянии природному обнаруживается духовность, но она обнаруживается и в противостоянии социальности. В той мере, в какой социальность спонтанна, корыстна, адаптивна, она бездуховна. В сфере духовной культуры человек возвышается над каждодневным, внутренне освобождается от его зависимостей (материальных, социальных, психиче |