представление об этике самосовершенствования. Первое самоограничение и личная дисциплина; второе стойкость в исполнении долга и сознательном подчинении себя выбранной цели; третье внутренняя свобода; четвёртое верность этическому абсолюту и пятое непрестанные усилия но практическому осуществлению идеала. Мораль является одним из механизмов одухотворения человека. Духовность справедливо понимается как обращённость человека к высшим ценностям к идеалу, как сознательное стремление человека усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу —одухотвориться. Б противостоянии природному обнаруживается духовность. По духовность обнаруживается и в противостоянии социальности. В той мерс, в какой социальность спонтанна, корыстна, адаптивна, она бездуховна. В сфере духовной культуры человек возвышается над каждодневным, внутренне освобождается от его зависимостей (материальных, социальных, психических). Без индивидуализации человеком собственной жизни невозможно одухотворение. Наоборот, всё, что возникло и выросло само но себе, может быть рассматриваемо вне всякого отношения к ценностям, а если оно и на самом деле есть ис что иное, как природа, то должно быть рассматриваемо таким образом» [97, С.55]. Обострение глобальных проблем современности, интернационализация общественной жизни и производства настоятельно диктуют всему человечеству необходимость быстрейшего усвоения общечеловеческих ценностей. Это, в свою очередь, определяет ориентиры в конструировании образовательновоспитательного процесса в школе. «Закон Российской Федерации об образовании» провозглашает одним из основополагающих принципов образования его гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей. Содержание образования, согласно Закону, должно обеспечивать интеграцию личности в системы мировой и национальных культур, содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми и народами. Таким образом, процесс приобщения подрастающего поколения к общечеловеческой культуре, ориентированной на сохранение и воспроизводство общечеловеческих гуманистических ценностей, выступает как одна из актуальных проблем обновляемой школьной образовательной системы [43]. До последнего времени понятия «язык», «природа», «культура», «общечеловеческие ценности» в средней общеобразовательной школе практически не соединялись. В целях обновления воспитания личности школьника на основе возрождения духовности и ментальности, обращения к традициям народной |
Совершенствование в христианстве немыслимо без спасения от греха и обретения загробного блаженства, В отличие от буддисткой этики нирваны христианство проповедует деятельную любовь к людям. Более того, в христианстве преобладает вера в то, что человек должен совершенствоваться во имя деятельной любви. Христианство не настаивает на отрешении человека от всех своих чувственных проявлений, как это порой представляется в упрощенной критике христианства; человеку подсказывается путь раскрепощения, освобождения из-под власти самодовлеющих страстей. Согласно перфекционистским представлениям христианства, каждый человек несет в себе возможность спасения, или совершенствования, для этого человеку необходимо лишь осуществить свое естественное и единственное предназначение подчиниться воле Бога и на основе этого преобразиться и обожиться, соединившись с Богом в осуществлении идеала Богочеловека. Отсюда вытекает два нравственных императива человека в отношении Бога, или абсолюта, которые Вл.С. Соловьев сформулировал следующим образом: (а) «Имей в себе Бога»; (б) «Относись ко всему по-Божьи» [406, С.259]. Таким образом, в каждом из предложенных образов совершенства, рассмотренных на примере учений Аристотеля, Канта, стоицизма и христианства, можно выделить существенные моменты, для которых складывается обобщенное представление об этике самосовершенствования. Первое самоограничение и личная дисциплина, второе стойкость в исполнении долга и сознательном подчинении себя выбранной цели, третье внутренняя свобода, четвертое верность этическому абсолюту и пятое непрестанные усилия по практическому осуществлению идеала. Мораль является одним из механизмов одухотворения человека. Духовность справедливо понимается как обращенность человека к высшим ценностям к идеалу, как сознательное стремление человека усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу одухотвориться. В противостоянии природному обнаруживается духовность, но она обнаруживается и в противостоянии социальности. В той мере, в какой социальность спонтанна, корыстна, адаптивна, она бездуховна. В сфере духовной культуры человек возвышается над каждодневным, внутренне освобождается от его зависимостей (материальных, социальных, психиче |