Проверяемый текст
Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции / М.: Аспект Пресс, 2005
[стр. 74]

фактором общественного развития производство и использование научнотехнической и другой информации.
Рассматривая общественное развитие как «смену стадий», сторонники теории информационного общества связывают его становление с доминированием «четвертого», информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг.
Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества, основу которой заложили Дэниел Белл, Збигнев Бжезинский, Элвин Тоффлер.
Однако корни этого подхода можно увидеть во взглядах Торонтской школы, ярчайшими представителя которой были Гарольд Иннис и Маршалл Маклюэн.
Традиционно Торонтскую школу относят к критическому культурному направлению.
Выразителем этих идей стал литературовед
Маршалл Маклюэн, который в своем анализе исторической роли медиа в основном опирался на труды Гарольда Инниса1.
Иннис стал одним из первых ученых, кто систематически исследовал связи между медиа и разными видами социальной структуры, существовавшими на определенных этапах исторического развития.
В работах «Империя и коммуникации» и «Предвзятость в коммуникации» он доказывал, что первые империи Египта, Греции и Рима базировались на контролируемом элитой письменном слове.
Он противопоставил этим империям более ранние общественные устройства, основанные на устном слове.
Согласно Иннису, до того, как элита открыла письменное слово, превалирующей формой общественного дискурса был диалог, и политическая власть была более размытой.
Постепенно письменное слово превратилось в основной способ общения элиты с народом, и его власть значительно возросла с изобретением новых письменных материалов (т.е.
бумаги).
Благодаря бумаге и перу располагавшиеся в центре элиты могли управлять огромными регионами и создавать империи.

74 1Бакулев Г.П.
Массовая коммуникация: западные теории и концепции.
М., 2004.
[стр. 126]

Dijk T.
A.
van.
News as Discourse.
Hillsdale, 1988.
Fallows J.
Breaking the News.
N.Y., 1996.
Festinger L.
A.
Theory of Cognitive Dissonance.
N.Y., 1957.
Gerbner G.
Epilogue: Advancing on the Path of Righteousness (Maybe) // Cultivation Analysts: New Directions in Media Research / Ed.
by N.
Signorielli and M.
Morgan.
Newbury Park, 1990.
Klapper J.
T.
The Effects of Mass Communication.
N.Y., 1960.
McQuail D.
Mass Communication Theory: An Introduction.
Beverly Hills, 1987Mead G.
H.
Mind, Self and Society.
Chicago, 1934.
Merton R.
On Theoretical Sociology, N.Y., 1967.
Merton R.
K.
Social Theory and Social Structure.
Glencoe, 1957.
Mills С.
W.
The Sociological Imagination.
N.Y., 1959.
Park R.
News as a Form of Knowledge // On Social Control and Collective behavior/ Ed.
by R.
H.
Turner.
Chicago, 1967.
Глава 5.
КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭПОХИ Торонтская школа • «Медиагуру» Информационное общество — социологическая и футурологическая концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научнотехнической и другой информации.
Рассматривая общественное развитие как «смену стадий», сторонники теории информационного общества связывают его становление с доминированием «четвертого», информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг.
Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества, основу которой заложили Дэниел Белл, Збигнев Бжезинский, Элвин Тоффлер.
Однако корни этого подхода можно увидеть во взглядах Торонтской школы, ярчайшими представителя которой были Гарольд Иннис и Маршалл Маклюэн.
Традиционно Торонтскую школу относят к критическому культурному направлению.
Выразителем этих идей стал литературовед


[стр.,127]

Маршалл Маклюэн, который в своем анализе исторической роли медиа в основном опирался на труды Гарольда Инниса.
Иннис стал одним из первых ученых, кто систематически исследовал связи между медиа и разными видами социальной структуры, существовавшими на определенных этапах исторического развития.
В работах «Империя и коммуникации» и «Предвзятость в коммуникации» он доказывал, что первые империи Египта, Греции и Рима базировались на контролируемом элитой письменном слове1 .
Он противопоставил этим империям более ранние общественные устройства, основанные на устном слове.
Согласно Иннису, до того, как элита открыла письменное слово, превалирующей формой общественного дискурса был диалог, и политическая власть была более размытой.
Постепенно письменное слово превратилось в основной способ общения элиты с народом, и его власть значительно возросла с изобретением новых письменных материалов (т.е.
бумаги).
Благодаря бумаге и перу располагавшиеся в центре элиты могли управлять огромными регионами и создавать империи.

Иннис утверждал, что империи, опиравшиеся на письменное слово, расширялись, пока позволяла коммуникационная технология.
Таким образом, размеры империи определялись не столько мастерством генералов, сколько возможностями медиа, использовавшимися для доставки указов из столиц.
Аналогичным образом структуры последующих общественных устройств зависели от существовавших в то время коммуникационных технологий.
Например, благодаря телефону и телеграфу стал возможным эффективный контроль над более обширными географическими районами.
Следовательно, за счет прогресса технологии медиа централизованные элиты постепенно приобретали все большую власть над пространством и временем.
1 Innis H.
A.
The Bias of Communication.
Toronto, 1951; Innis H.
A.
Empire and Communications.
Toronto, 1950.
«Медиагуру» Маклюэн — противоречивая фигура, которая стоит особняком и не укладывается в конкретную теоретическую категорию, поскольку в своей работе он синтезировал очень много идей.
В раздел критических культурных исследований его можно поместить лишь благодаря связям с Иннисом и литературоведением.
Его теории

[Back]