Проверяемый текст
Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции / М.: Аспект Пресс, 2005
[стр. 75]

Иннис утверждал, что империи, опиравшиеся на письменное слово, расширялись, пока позволяла коммуникационная технология.
Таким образом, размеры империи определялись не столько мастерством генералов, сколько возможностями медиа, использовавшимися для доставки указов из столиц.
Аналогичным образом структуры последующих общественных устройств зависели от существовавших в то время коммуникационных технологий.
Например, благодаря телефону и телеграфу стал возможным эффективный контроль над более обширными географическими районами.
Следовательно, за счет прогресса технологии медиа централизованные элиты постепенно приобретали все большую власть над пространством и временем1.

Маклюэн противоречивая фигура, которая стоит особняком и не укладывается в конкретную теоретическую категорию, поскольку в своей работе он синтезировал очень много идей.
В раздел критических культурных исследований его можно поместить лишь благодаря связям с Иннисом и литературоведением.
Его теории
носят макроскопический характер и в некоторой степени критичны по отношению к статус-кво.
У Маклюэна не было никаких контактов с политическими или общественными движениями.
Он полагал, что необходимые и существенные социальные изменения неизбежно произойдут как следствие трансформаций в коммуникационной технологии2.
Широко заимствуя
идеи у Инниса, Маклюэн не рассматривал проблемы использования коммуникационных технологий для эксплуатации или централизованного контроля.
Его интересовали другие возможности новых медиа.
На первых порах идеи Маклюэна соответствовали духу начала 1960-х годов.
В противоположность Иннису он с оптимизмом воспринимал глубокие и в конечном итоге положительные сдвиги, которые вызывала новая медиатехнология.
В исторически развивающейся системе культуры
75 1 Бакулев Г.П.
М ассовая коммуникация: западные теории и концепции.
М,, 2004.
1Там же.
[стр. 127]

Маршалл Маклюэн, который в своем анализе исторической роли медиа в основном опирался на труды Гарольда Инниса.
Иннис стал одним из первых ученых, кто систематически исследовал связи между медиа и разными видами социальной структуры, существовавшими на определенных этапах исторического развития.
В работах «Империя и коммуникации» и «Предвзятость в коммуникации» он доказывал, что первые империи Египта, Греции и Рима базировались на контролируемом элитой письменном слове1 .
Он противопоставил этим империям более ранние общественные устройства, основанные на устном слове.
Согласно Иннису, до того, как элита открыла письменное слово, превалирующей формой общественного дискурса был диалог, и политическая власть была более размытой.
Постепенно письменное слово превратилось в основной способ общения элиты с народом, и его власть значительно возросла с изобретением новых письменных материалов (т.е.
бумаги).
Благодаря бумаге и перу располагавшиеся в центре элиты могли управлять огромными регионами и создавать империи.
Иннис утверждал, что империи, опиравшиеся на письменное слово, расширялись, пока позволяла коммуникационная технология.
Таким образом, размеры империи определялись не столько мастерством генералов, сколько возможностями медиа, использовавшимися для доставки указов из столиц.
Аналогичным образом структуры последующих общественных устройств зависели от существовавших в то время коммуникационных технологий.
Например, благодаря телефону и телеграфу стал возможным эффективный контроль над более обширными географическими районами.
Следовательно, за счет прогресса технологии медиа централизованные элиты постепенно приобретали все большую власть над пространством и временем.
1
Innis H.
A.
The Bias of Communication.
Toronto, 1951; Innis H.
A.
Empire and Communications.
Toronto, 1950.
«Медиагуру» Маклюэн — противоречивая фигура, которая стоит особняком и не укладывается в конкретную теоретическую категорию, поскольку в своей работе он синтезировал очень много идей.
В раздел критических культурных исследований его можно поместить лишь благодаря связям с Иннисом и литературоведением.
Его теории


[стр.,128]

носят макроскопический характер и в некоторой степени критичны по отношению к статус-кво.
У Маклюэна не было никаких контактов с политическими или общественными движениями.
Он полагал, что необходимые и существенные социальные изменения неизбежно произойдут как следствие трансформаций в коммуникационной технологии.
Широко заимствуя
у Инниса, Маклюэн не рассматривал проблемы использования коммуникационных технологий для эксплуатации или централизованного контроля.
Его интересовали другие возможности новых медиа.
На первых порах идеи Маклюэна соответствовали духу начала 1960-х годов.
В противоположность Иннису он с оптимизмом воспринимал глубокие и в конечном итоге положительные сдвиги, которые вызывала новая медиатехнология.
В исторически развивающейся системе культуры
Маклюэн выделял устную, письменную и аудиовизуальную.
В серии книг он утверждал, что человечество преодолевает линейное, базирующееся на грамотности мышление и восходит к нелинейной электронной мысли.
Он провозгласил, что «средство информации есть сообщение»1 .
Иначе говоря, новые виды медиа трансформируют собственный опыт индивидов и всего общества, и в конечном итоге это влияние важнее содержания, передаваемого в конкретных сообщениях.
Под термином «глобальная деревня» Маклюэн подразумевал новую форму социальной организации, которая возникнет, когда сверхскоростные электронные медиа свяжут весь мир в одну огромную социальную систему.
В отличие от Инниса Маклюэн не задавался макроскопическими вопросами о власти элиты над этой деревней и возможной эксплуатации ее жителей.
Его больше интересовали такие проблемы, как воздействие медиа на органы чувств.
Он объявил медиа «продолжением человека» и утверждал, что медиа буквально расширяли зрение, слух и осязание в пространстве и времени.
Электронные медиа открывают новые горизонты для обычного человека и позволят ему мгновенно быть повсюду.
Но, как отметил один из критиков медиа, быть повсюду — значит не быть нигде, не обладать чувством места: «глобальная деревня» размещается вне пространства и времени.
Среди наиболее популярных идей Маклюэна была его концепция «горячих» и «холодных» медиа.
«Есть основной принцип, отличающий такое горячее средство коммуникации, как радио, от такого холодного, как телефон, или такое горячее средство ком

[Back]