мировоззренческой^ самоактуализации личности и становления^ мировоззренческой культуры студента в условиях обученияв ссузе педагогического:профиля. В процессе формированиямировоззренческой культуры студентов средствами татарскогомузыкального; народноготворчества используются разнообразные виды и, формы музыкально-эстетической деятельностипа. национальной фольклорной основе. Нами выделены следующие основныевидыэтой деятельности: а) запись, музыкально-эстетический, разбор и оценка,, сравнительный анализ музыкального фольклора различных народов; б) восприятие, оценка и отбор национального музыкального фольклорав соответствии; с задачами формирования-мировоззренческой культуры студентастудентов; в) восприятие музыки: на основе избирательного' слушания национального музыкального фольклора;: г)музыкально-творческая деятельность, на национальной фольклорной: основе;. д) вспомогательнаядеятельность, способствующая развитию потребности в совершенствовании,знании о татарском фольклоре. Вышеуказанные основные виды; музыкально-эстетической деятельности на национальной.фольклорной основе-предполагают различную деятельность студентов: от первичного; восприятиямузыки до активной музыкальноисполнительской деятельности: Базовое содержание гуманитарного курса структурировалось в зависимости от целей и задач-: как социальной и профессиональной самоидентификации личности обучающихся, так и от целейи; задач их личностного самоутверждения в вырабатываемых мировоззренческих убеждениях, идеалах.и позициях в процессе учебной деятельности в ссуз. Соответственно целям, критериям и социально-психологическим, показателям становления мировоззренческой культуры студента педагог мог определить как состояние ведущих параметров, мировоззренческого развития личности; так. и качество освоения студентами татарского народномузыкального творчества, выявляющее рост мировоззренческой культуры студента в целом (см. Таблицу 1). 1 0 3 |
116 ненную перспективу. Он, в свою очередь, выступает в качестве ориентировочной основы действий будущих специалистов в плане мировоззренческой самоактуализации личности и становления персональной МКЛ в условиях гуманитарного обучения в вузе. Таким образом, педагогическая цель мировоззренческого развития будущего специалиста и цель самих обучающихся в профессионально и социально ориентированном освоении ими учебной дисциплины соотносятся в качественно-количественных параметрах развития личности в обучении. Базовое содержание гуманитарного курса структурируется в зависимости от целей и задач как социальной и профессиональной самоидентификации личности обучающихся, так и от целей и задач их персонального самоутверждения в вырабатываемых мировоззренческих убеждениях, идеалах и позициях в процессе учебной деятельности в вузе. Соответственно целям, критериям и социально-психологическим показателям становления МКЛ педагог может определить как состояние ведущих параметров мировоззренческого развития личности, так и качество освоения студентами русского народно-музыкального творчества, выявляющее рост МКЛ в целом (См. Таблицу 7, С.117). Как видно из Таблицы 7, показатели мировоззренчески значимого овладения студентами духовно-культурными традициями России выявляют, прежде всего, индивидуально-творческий уровень личности в плане формирования у неё мировоззренчески ценных и качественных новообразований. Среди них — эмоционально-ценностное отношение к русской национальной культуре, заинтересованно-смысловое отношение к учебной и будущей профессиональной деятельности, адекватная самооценка своих возможностей, способностей и познавательно и социально направленная активность в их реализации, потребность и заинтересованность в собственном профессиональном самообразовании и культурном самосовершенствовании на базе освоения ценностей российской культуры. |