сознания, активного самосознания и социальноосмысленного поведения личности в условиях обучения. Педагогическими средствами при этом выступали опережающее и текущее мировоззренчески направленное консультирование студентов, ценностно-ориентирующие установочные лекции и беседы преподавателя в условиях очного и заочного изучения гуманитарной дисциплины. Одновременно с этим собственные мировоззренчески развивающие стратегии и планы, вырабатываемые студентами в рамках применения технологий, организующих самообразовательную деятельность обучающихся. 2.2 Реализация интегративных методов и форм освоения татарского народно-музыкального творчества, способствующих формированию мировоззренческой культуры личности студентов ссуз педагогического профиля Приступая к практической реализации спроектированной модели мировоззренчески направленного обучения студентов, мы исходили из цели обеспечить адекватными педагогическими средствами целостность мировоззренческого развития в учебном процессе и поддержать формирующиеся личностные новообразования в составе компонентов мировоззренческой культуры студентов, с одной стороны. С другой, предстояло решить собственно процессуальные задачи мировоззренчески ориентированной учебной деятельности в плане постепенной передачи в ходе её организации, функций управления мировоззренческим развитием будущих специалистов от преподавателя к самим студентам. Также было необходимо соотнестиобъём поставленных мировоззренческих учебно-воспитательных задач с конкретным временем, отведённым на изучение в ссузе определённых гуманитарных дисциплин. Целевая комплексная программа по реализации содержания мировоззренчески развивающего обучения включила в себя, во-первых, 1 0 7 |
119 как полученных мировоззренчески значимых результатов обучения, так и эффективности организации мировоззренчески развивающей учебной деятельности студентов. Одновременно с этим — наличие самоконтроля, самодиагностики и адекватной самооценки студентами формирующихся у них мировоззренческих новообразований. На основе адекватного контроля преподавателем и персонального самоконтроля организуются затем педагогическая коррекция и самокоррекция будущими специалистами зафиксированного уровня МКЛ. В организации корректирующих действий и мер учитываются как индивидуальные способ^ ности (интеллектуальных, коммуникативных, творческих) обучающихся, так и задачи достижения единства в проявлениях ценностного сознания, активного самосознания и социально осмысленного поведения личности в условиях обучения. Педагогическими средствами при этом выступают опережающее и текущее мировоззренчески направленное консультирование студентов, ценностно ориентирующие установочные лекции и беседы преподавателя в условиях очного и заочного изучения гуманитарной дисциплины. Одновременно с этим собственные мировоззренчески развивающие стратегии и планы, вырабатываемые студентами в рамках применения технологий, организующих самообразовательную деятельность обучающихся. Таким образом, в итоге системно-целостного проектирования разработана обоснованная педагогическая модель влияния на процесс становления МКЛ будущего специалиста социокультурной сферы в условиях гуманитарного обучения в вузе, представленная на Схеме 2 (С. 120). Целевая комплексная программа реализации модели мировоззренчески развивающего обучения в условиях организации учебно-познавательной деятельности студентов будет представлена в следующем параграфе 121 2.2. Реализация целевой программы развития персональной мировоззренческой культуры в условиях изучения студентами гуманитарной учебной дисциплины В параграфе представлено содержание поэтапного развития МКЛ в условиях опытной работы при технологической организации преподавателем учебных занятий и самоорганизации студентами учебно-познавательной деятельности по освоению русского народно-музыкального творчества. Реализация целевой комплексной программы персонального мировоз*'' зренческого развития будущих специалистов гуманитарного профиля происходила на базе спроектированной преподавателем учебно-познавательной деятельности студентов, изучающих русское народно-музыкальное творчество в вузе искусств и культуры. В экспериментальной работе участвовали 2 группы очного и 2 группы заочного отделений, поступившие в ОГИИК в 1999 г. и 2000 г. В 2001-2002 гг. в опытную работу были включены студенты ОГУ, изучающие спецкурс «Игра как явление культуры (на материале русских народных праздников, обрядов и игр)». Общее количество участников формирующего эксперимента составило 86 человек. Результаты диагностического контроля (промежуточного и итогового) в экспериментальных группах, уточняющего качественное состояние компонентов МКЛ и их динамику в процессе опытной работы, сравнивались с результатами входного контроля и данными констатирующего эксперимента. Приступая к практической реализации спроектированной модели мировоззренчески направленного обучения студентов, мы исходили из цели обеспечить адекватными педагогическими средствами целостность персонального мировоззренческого развития в учебном процессе и поддержать формирующиеся личностные новообразования в составе компонентов МКЛ, с одной стороны. С другой, предстояло решить собственно процессуаль 122 ные задачи мировоззренчески ориентированной учебной деятельности в плане постепенной передачи в ходе её организации функций управления мировоззренческим развитием будущих специалистов от преподавателя к самим студентам. Также было необходимо соотнести объём поставленных мировоззренческих учебно-воспитательных задач с конкретным временем, отведённым на изучение в вузе определённых гуманитарных дисциплин. Целевая комплексная программа по реализации содержания мировоззренчески развивающего обучения включила в себя, во-первых, многомерное социально-педагогическое диагностирование индивидуального уровня сформированности МКЛ студентов по заранее обоснованным критериям. На основе результатов диагностики был выделен мировоззренчески развивающий инвариант и конкретизированы цели освоения гуманитарного курса в адекватные задачам подготовки профессионально компетентного, социально и духовно зрелого специалиста, во-вторых. В-третьих, — в рамках реализации выделенного инварианта применялись опережающе разработанные мировоззренчески развивающие (образовательные и социально ориентирующие) технологии обучения. В целевом плане они направлялись на формирование устойчивого ценностно-осмысленного и персонально ответственного отнощения студентов к духовно-культурному наследию России, стимулировали активное и творческое включение обучающихся в процесс мировоззренческого саморазвития личности, а также поддерживали творческие и диалоговые взаимодействия в изучении, охране и популяризации культуры. Таким образом, целевая комплексная программа как бы переводит содержание мировоззренчески развивающего инварианта в процесс освоения студентами русской культуры посредством, прежде всего, творческих и социально направленных взаимодействий между участниками познавательнопрофессионального процесса. Одновременно с этим, стимулируется активная и заинтересованная позиция обучающихся в их персональном мировоззрен |