В заключение игры осуществлялась совместная со студентами мировоззренческая рефлексия хода и результатов инсценированного обсуждения важной социальной и профессиональной проблемы деятельности специалиста. Вопросы для рефлексии: Каково ваше эмоциональное состояние во время игры.и после игры? Какие затруднения вы можете выделить в ходе отстаивания своих взглядов? Что удалось, и не удалось преодолеть в процессе дискуссии? Что способствовало успеху? В чём выразились ошибки? Насколько вы утвердились в своих позициях после участия в игре? Возросла ли ваша потребность и способность действовать сообща? Готовы ли вы к участию в подобной.ситуацим в реальных условиях? Рассмотрим подробнее содержание этапов технологии организации мировоззренчески воспитательнойдеятельности (при подготовке студентами просветительной лекции.и концертной программы). Цель данной технологии выработка и закрепление у будущих специалистов, во-первых, мировоззренческой позиции убеждённого носителя национальных культурных традиций и, во-вторых, практическойготовности к мировоззренчески воспитывающей деятельности в образовательной сфере. Для! успешного осуществления данной деятельности будущему специалисту необходима мировоззренческая самоактуализация личности. Ему требуется актуализировать (пробудить в себе, прочувствовать вновь, проанализировать) следующие мировоззренческие позиции: высокое ценностное отношение к культуре своего народа, осмысление идеи духовной преемственности поколений, осознание своей роли носителя культурных традиций в современной жизни, потребность данной деятельности. Организационный этап включает в себя: 1. Выбор темы концертной программы, фольклорного действа; 2. Подбор материала (научная и популярная литература, музыкальный материал, иллюстративная (аудио, видео) подборка); ! 1 7 |
130 Дети — активны и заинтересованы, хотят больше узнать о своём крае и участвовать в поисковой работе, стремятся стать «следопытами», но не владеют практическими умениями данной деятельности. Вновь выслушиваются работники РДК и представители администрации района. Принимается решение. В заключении игры необходима совместная со студентами мировоззренческая рефлексия хода и результатов инсценированного обсуждения важной социальной и профессиональной проблемы деятельности специалиста. Вопросы для рефлексии: Каково ваше эмоциональное состояние во время игры и после игры? Какие затруднения вы можете выделить в ходе отстаивания своих взглядов? Что удалось и не удалось преодолеть в процессе дискуссии? Что способствовало успеху? В чём выразились ошибки? Насколько вы утвердились в своих позициях после участия в игре? Возросла ли ваша потребность и способность действовать сообща? Готовы ли вы к участию в подобной ситуации в реальных условиях? В ходе нашей опытно-экспериментальной работы со студентами очной формы обучения эффективно зарекомендовали себя социально ориентирующие технологии, которые применялись в ходе организации внеучебной мировоззренчески познавательной деятельности по предмету. Так, нами были апробированы технология формирования эмоционально-ценностного отношения к культуро-сберегающей деятельности (в условиях организации и проведения фольклорной экспедиции и этнографической экскурсии), технология развития системного миропонимания (в процессе организации научноисследовательской работы студентов). Описание данных технологий подробно представлено в наших публикациях (158, 159). Эффективность внеучебной деятельности в плане мировоззренческого развития личности обусловлена активным включением студентов в разнообразные практические и жизненные ситуации социально-коммуникативного, профессионально-ориентированного и проблемно-творческого характера. Реальное участие в этих ситуациях многих представителей (пожилых людей — носителей народных традиций, слушателей лекции и концертных зрителей различного возраста и разных профессий) побуждает студентов к доброжелательному общению и конструктивному взаимодействию с ними. 131 Это активизирует как личностно-осмысленное отношение обучающихся к задачам и функциям деятельности специалиста в конкретных условиях социокультурной сферы, так и формирует умения их адекватной оценки студентами, способствует выработке и закреплению когнитивных и творческих, коммуникативных и нравственных, эмоционально-волевых качеств личности и её профессиональной, социальной и духовно-культурной самоидентификации у будущих специалистов. Рассмотрим подробнее содержание этапов технологии организации мировоззренчески воспитательной деятельности (при подготовке студентами просветительной лекции и концертной программы). ^ Цель данной технологии выработка и закрепление у будущих специалистов, во-первых, мировоззренческой позиции убеждённого носителя российских культурных традиций и, во-вторых, практической готовности к мировоззренчески воспитывающей деятельности в гуманитарной сфере. Для успешного осуществления данной деятельности будущему специалисту необходима мировоззренческая самоактуализация личности. Ему требуется актуализировать (пробудить в себе, прочувствовать вновь, проанализировать) следующие персональные мировоззренческие позиции: высокое ценностное отношение к культуре своего народа, осмысление идеи духовной преемственности поколений, # осознание своей роли носителя культурных традиций в современной жизни, потребность данной деятельности. Организационный этап включает в себя: 1. Выбор темы лекции (концертной программы), 2. Подбор материала (научная и популярная литература, музыкальный материал, иллюстративная (аудио, видео) подборка). 3. Подготовка доклада (сценария концертной программы). Рекомендации по подготовке к лекции (лекции-концерту) и выступлению перед аудиторией: 1, Системность и логичность в изложении представляемого материала, структурирование его по тематическим разделам, подкрепление лаконичными выводами в социально и гуманистически осмысленном ключе. 2. Использование межпредметных связей в отборе материала, что способствует его более широкому восприятию в системе духовной культуры. 3. Целостность в интерпретации материала в отношении значимости для прошлого, настоящего и будущего нашего общества. 4, Активизация мировоззренческой рефлексии слушателей посредством заготовленных вопросов, цитат, афоризмов. |