Личная ответственность и чувство долга 18,18 12 67,27 7 Патриотические идеалы и ценности 16,36 13 63,64 8 Духовно-ценностная ориентация на культурные традиции своего народа 23,64 11 69.09 6 Чувство собственного достоинства, самоуважение 27,27 9 60,00 10 Таким образом, по итогам мониторинга зафиксирован рост численности студентов с высоким уровнем мировосприятия и миропонимания (на 47,1%), духовно сопричастных российской культуре (на 53,5%), эмоционально удовлетворённых личным обращением к отечественным культурным ценностям (на 54,7%). Это свидетельствует о накоплении у будущих специалистов гуманитарной (социокультурной) сферы нового опыта конструктивного умонастроения, системного видения и практического участия в межкультурном диалоге, что как раз и подтверждает успешное развитие мировоззренческой культуры студентов в условиях ссузовского гуманитарного обучения. Становление мировоззренческой культуры студентов у будущих специалистов гуманитарного профиля проявилось в сформировавшейся у них осмысленной социокультурной направленности деятельности, активной и ответственной позиции личности в отношении сохранения национальных традиций, готовности к творческой самореализации профессиональных знаний о народной духовной культуре и умений её изучения и распространения в социуме. А это как раз и свидетельствует об адекватном социальном и профессиональном самоопределении1 и национально-культурной, самоидентификации личности в условиях обучения. При этом особо важна позитивная самооценка студентами умений совершенствования личности на духовно-патриотической основе и формирование у них готовности воспитывать молодое поколение на основе духовных традиций и нравственных идеалов родной культуры. 1 3 6 |
147 сти и формировании личной потребности углубить духовное и профессиональное саморазвитие. Стремление и способность будущих специалистов к самостоятельной работе свидетельствует об их личностном самоутверждении в своей профессионально-направленной и индивидуально-развивающей деятельности на основе развития способности к самоорганизации личности. По результатам опроса в экспериментальных группах были отмечены важные в мировоззренческом плане изменения ряда ценностных позиций в персональных ориентациях студентов (См. Таблицу 12). Таблица 12 Развитие мировоззренческого ядра ценностей личности у студентов в ходе опытноэкспериментальной работы (в процентах и рангах) Мировоззренческие ценностные ориентации Динамика в опытной работе: в начале: % ранг в итоге: % ранг Ценности жизнедеятельности личности: Здоровье Материальный достаток, жизненный комфорт Семья Любовь 83,64 56,36 65,45 45,45 1 4 3 6 76,36 47,27 81,82 58,18 3 12 1 И Профессионально-деятельностные ценности: Желание работать в СКС Успешная профессиональная карьера Добросовестность и компетентность в выполнении своих профессиональных обязанностей 25,45 67,27 47,27 10 2 5 74,55 43,64 78,18 4 13 2 Социальные ценности: Признание и уважение других людей Достижение высокого социального статуса Активная жизненная позиция и самоутверждение личности в социокультурной деятельности 30,91 9,09 34,55 8 14 7 61,82 40,00 72,73 9 14 5 Духовно-нравственные ценности: Личная ответственность и чувство долга Патриотические идеалы и ценности Духовно-ценностная ориентация на культурные традиции своего народа Чувство собственного достоинства, самоуважение 18,18 16,36 23,64 27,27 12 13 11 9 67,27 63,64 69,09 60,00 7 8 6 10 Как видно из Таблицы 12, в мировоззренческое ядро личности переместилась ценность «Добросовестность и компетентность в выполнении своих профессиональных обязанностей» и ценность «Желание работать в социокультурной сфере» (с 10-го на 4-е место). Увеличилось ценностное значение для будущих специалистов активной жизненной позиции и самоутверждения 149 тель можно расценить и как стабилизацию отношения студентов к учебному предмету, оцененному ими в мировоззренчески развивающем личность плане в целом в 2 раза выше, чем студентами контрольных групп. Таким образом, по итогам опытной работы (См.Таблицу 14, С. 150) зафиксирован рост численности студентов с высоким уровнем мировосприятия и миропонимания (на 47,1%), духовно сопричастных российской культуре (на 53,5%), эмоционально удовлетворённых личным обращением к отечественным культурным ценностям (на 54,7%). Это свидетельствует о накоплении у будущих специалистов гуманитарной (социокультурной) сферы нового опыта — конструктивного умонастроения, системного видения и практического участия в межкультурном диалоге, что как раз и подтверждает успешное развитие МКЛ в условиях вузовского гуманитарного обучения. Как видно из Таблицы 14, становление МКЛ у будущих специалистов гуманитарного профиля проявилось в сформировавшейся у них осмысленной социокультурной направленности деятельности, активной и ответственной позиции личности в отношении сохранения российских духовных традиций, готовности к творческой самореализации профессиональных знаний о народной духовной культуре и умений её изучения и распространения в социуме. А это как раз и свидетельствует об адекватном социальном и профессиональном самоопределении и национально-культурной самоидентификации личности в условиях обучения. При этом особо важна позитивная самооценка студентами умений совершенствования личности на духовнопатриотической основе и формирование у них персональной готовности воспитывать молодое поколение на основе духовных традиций и нравственных идеалов родной культуры. Таким образом, в опытной работы был подтверждён комплекс педагогических условий и технологий обучения, способствующих успешности процесса становления МКЛ в ходе гуманитарно-профильного обучения в вузе. |