Проверяемый текст
Позизейко, Галина Владиславовна; Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе (Диссертация 2002)
[стр. 147]

Как видно из Таблицы 9, оценка студентами влияния данной дисциплины на мировоззренческое становление их личности интенсивно возросла (в 2,5 раза по сравнению с началом обучения) к концу второго этапа (мировоззренческизакрепляющего) её освоения* в условиях активного использования преподавателем форм групповой творческой работы в учебном коллективе и применения образовательных технологий организации внеучебного времени будущих специалистов (фольклорных экспедициях, научной' работе студентов, творческих студенческих конференциях и т.д.)Снижение рассматриваемой оценки на третьем этапе (мировоззренчески-корректирующем) можно объяснить более дифференцированным и критичным подходом студентов к мировоззренческому саморазвитию в>условиях применения! технологий и форм самоорганизации учебного* времени, с одной стороны, и дифференцированной мировоззренчески координирующей поддержки, оказанной обучающимся; педагогом, с другой.
Вместе с тем, данный показатель
можно расценить и как стабилизацию отношения'студентов к учебному предмету, оцененному ими в мировоззренчески развивающем личность плане в целом в 2 раза выше, чемстудентами контрольных групп.
По завершению экспериментальной работы по внедрению разработанных условий мы провели аналитическую обработку выходных данных.
На итоговом этапе эксперимента студенты контрольных и экспериментальных групп ФСПО ТГГИ и педагогического колледжа были еще раз протестированы на уровень сформированное™ мировоззренческой культуры.
В контрольных группах существенных изменений в уровне мировоззренческой культуры не произошло.
Эмпирический анализ ценностного ядра личности у студентов выявил привлекательность для всех опрошенных (контрольные и экспериментальные группы) избранной профессиональной сферы, занимающей по нашей выборке устойчивую четвёртую позицию в ценностных приоритетах обучающихся.
Мы рассматриваем это и как подтверждение желания работать по профессии у будущих специалистов, и как свидетельство осознанности ими серьёзной роли профессиональной деятельности в своей жизни.
Однако,
налицо тенденция, что 1 4 7
[стр. 61]

61 сиональной сферы, занимающей по нашей выборке устойчивую четвёртую позицию в ценностных приоритетах обучающихся.
Мы рассматриваем это и как подтверждение желания работать по профессии у будущих специалистов, и как свидетельство осознанности ими серьёзной роли профессиональной деятельности в своей жизни.
Однако,
у будущих военных инженеров личная потребность в своей профессиональной деятельности выше, занимая 2-е место в их ранговом выборе, чем у будущих специалистов СКС (соответственно 5-е место).
Разнится и ценностный выбор активной жизненной позиции и самоутверждения личности: 4-е место у курсантов и 8-е место — у студентов ОГТШК.
Следовательно, налицо тенденция, что курсанты военного вуза более нацелены на мировоззренческое самоопределение посредством профессиональной самореализации и социального самоутверждения личности и видят в избранной профессиональной сфере более реальные основы для этого, нежели студенты — будущие специалисты СКС.
Вместе с тем, из данных студентов ОГИИК следует, что к старшим курсам у них возрастает персональная направленность на успешную профессиональную карьеру (на 13%) и достижение высокого социального статуса (на 10%), личная ответственность за свои успехи и достижения (на 16%).
Однако, сопоставление ответов у обучающихся на очном и заочном отделениях свидетельствует о более низкой оценке заочниками данных позиций по сравнению со студентами-очниками.
Очевидно, что студенты заочного отделения, трудящиеся в условиях СКС, более реалистично воспринимают и оценивают свою профессиональную деятельность.
Но не значит ли снижение их оценки значимых профессионально-деятельностных параметров об угасании индивидуальной активности и инициативы специалиста в условиях практики в социокультурной сфере? Обнаруженная тенденция свидетельствует о необходимости создания специальных социально-педагогических условий в процессе организации

[стр.,148]

148 личности в социокультурной деятельности.
Переместились в пояс ценностного ядра духовно-нравственные ценности в их значении для обучающихся: личная ответственность специалиста за свои действия и поступки, ценностная ориентация на традиции народа и патриотические идеалы личности.
Позитивная в целом оценка студентами вклада освоения ими гуманитарной дисциплины «Русское народное музыкальное творчество» в личностное развитие их как будущих специалистов гуманитарного профиля представлена в Таблице 13.
Таблица 13 Динамика влияния изучения русского народно-музыкального творчества на становление личности специалиста в ходе опытной работы в самооценке студентов (в %) Становление личности 1.
Профессиональное 2.
Общекультурное 3.
Мировоззренческое Динамика мнений студентов в ходе опытной работы В начале ЭГ (55 чел.) % 70,91 43,63 34,55 КГ (50 чел.) % 72,00 46,00 36,00 В середине ЭК (55 чел.) % 69,09 49,09 83,64 КГ (50 чел.) % 84,00 38,00 44,00 По окончании ЭГ (55 чел.) % 83,64 47,27 67,27 КГ (50 чел.) % 88,00 46,00 34,00 Как видно из Таблицы 13, оценка студентами влияния данной дисциплины на мировоззренческое становление их личности интенсивно возросла (в 2,5 раза по сравнению с началом обучения) к концу второго этапа (мировоззренчески-закрепляющего) её освоения в условиях активного использования преподавателем форм групповой творческой работы в учебном коллективе и применения образовательных технологий организации внеучебного времени будущих специалистов (фольклорных экспедициях, научной работе студентов, творческих студенческих конференциях и т.д.).
Снижение рассматриваемой оценки на третьем этапе (мировоззренчески-корректирующем) можно объяснить более дифференцированным и критичным подходом студентов к
персональному мировоззренческому саморазвитию в условиях применения технологий и форм самоорганизации учебного времени, с одной стороны, и дифференцированной мировоззренчески координирующей поддержки, оказанной обучающимся педагогом, с другой.
Вместе с тем, данный показа


[стр.,149]

149 тель можно расценить и как стабилизацию отношения студентов к учебному предмету, оцененному ими в мировоззренчески развивающем личность плане в целом в 2 раза выше, чем студентами контрольных групп.
Таким образом, по итогам опытной работы (См.Таблицу 14, С.
150) зафиксирован рост численности студентов с высоким уровнем мировосприятия и миропонимания (на 47,1%), духовно сопричастных российской культуре (на 53,5%), эмоционально удовлетворённых личным обращением к отечественным культурным ценностям (на 54,7%).
Это свидетельствует о накоплении у будущих специалистов гуманитарной (социокультурной) сферы нового опыта — конструктивного умонастроения, системного видения и практического участия в межкультурном диалоге, что как раз и подтверждает успешное развитие МКЛ в условиях вузовского гуманитарного обучения.
Как видно из Таблицы 14, становление МКЛ у будущих специалистов гуманитарного профиля проявилось в сформировавшейся у них осмысленной социокультурной направленности деятельности, активной и ответственной позиции личности в отношении сохранения российских духовных традиций, готовности к творческой самореализации профессиональных знаний о народной духовной культуре и умений её изучения и распространения в социуме.
А это как раз и свидетельствует об адекватном социальном и профессиональном самоопределении и национально-культурной самоидентификации личности в условиях обучения.
При этом особо важна позитивная самооценка студентами умений совершенствования личности на духовнопатриотической основе и формирование у них персональной готовности воспитывать молодое поколение на основе духовных традиций и нравственных идеалов родной культуры.
Таким образом, в опытной работы был подтверждён комплекс педагогических условий и технологий обучения, способствующих успешности процесса становления МКЛ в ходе гуманитарно-профильного обучения в вузе.

[Back]