Проверяемый текст
Позизейко, Галина Владиславовна; Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе (Диссертация 2002)
[стр. 15]

Исходя из анализа философских и культурологических исследований, видно, что мифология является основополагающим явлением мировой культуры, «началом всех начал» в познании, религии и искусстве каждого народа.
Она служит истоком мировоззренческого осмысливания человеком окружающей действительности, которое постепенно, в различные культурноисторические периоды у разных народов перерастает в форму философскотеоретической рефлексии личностью мира, общества и своего места в нём.
Философское мировоззрение (идеалистическое и материалистическое) является теоретической формой общественного сознания, представленной в философских учениях, системах и концепциях.
В них обобщаются основоположные закономерности существования мира, человека и общества.
В поисках ответов на основные вопросы философии о познаваемости мира и его субстанциональных основаниях, на смысложизненные искания человечества и его попытки осмыслить своё прошлое, настоящее и предвидеть будущее, реализуется мировоззренческая функция философского знания.

Аристотель особо подчёркивал значение синтеза в нравственном мироотношении личности, складывающемся из нравственных знаний, их личностно-ценностного осознания и реального претворения в деятельностной практике человека в виде его нравственных качеств [12].
Иными словами, это и есть идея единства содержания нравственномировоззренческого сознания и опыта социально-нравственного поведения личности в обществе, впоследствии ставшая ведущим педагогическим принципом
мировоззренческот развития личности в условиях деятельности.
Черты естественнонаучного и реалистического мировоззрения проявляются в светском и гуманистическом мироотношении, формирующемся в западноевропейском обществе периода XIV-XVI веков, получившего название эпохи гуманизма.
В гуманистических философских учениях
утверждаются высокая ценность и уникальность человеческой личности, её особое положение в мироздании и призванность реализоваться в качестве творца мира и творца самой себя.
1 5
[стр. 24]

24 В отношении деятельностно-практического освоения и покорения окружающей среды, отразились в бережном и этико-нравственном отношении к ней.
Традиции взаимопомощи и поддержки, существовавшие внутри определённой общности людей (рода, племени, общины и др.), фиксировали складывающиеся нормы и правила народной этики, передававшиеся затем в виде жизненного опыта от старших к младшим поколениям изустным путём.
Особый характер содержания мировоззренческих ценностей в условиях бесписьменной культуры древних обществ выявился в традиции сохранения и сбережения людьми духовно-культурного опыта своих предков.
В результате, в культуре древних народов складывалась духовная преемственность поколений и формировались культурные традиции, фиксирующие первые знания человека о природе и мире, других людях и самом себе, ведущие ценностные представления человека в плане общественно принимаемых образцов поведения и действий и т.д.
Исходя из анализа философских и культурологических исследований, видно, что мифология является основополагающим явлением мировой культуры, «началом всех начал» в познании, религии и искусстве каждого народа.
Она служит истоком мировоззренческого осмысливания человеком окружающей действительности, которое постепенно, в различные культурноисторические периоды у разных народов перерастает в форму философскотеоретической рефлексии личностью мира, общества и своего места в нём.
Философское мировоззрение (идеалистическое и материалистическое), является теоретической формой общественного сознания, представленной в философских учениях, системах и концепциях.
В них обобщаются основоположные закономерности существования мира, человека и общества.
В поисках ответов на основные вопросы философии о познаваемости мира и его субстанциональных основаниях, на смысложизненные искания человечества и его попытки осмыслить своё прошлое, настоящее и предвидеть будущее, реализуется мировоззренческая функция философского знания
(199.
— С.366).


[стр.,25]

25 Важно, что уже в философских учениях античного мира фиксируются мировоззренческие аспекты взаимоотношений человека и общества и харак^ теризуется качественный состав мироотношения личности.
Так, древнегреческий философ Платон (427-347 до н.э.) в диалоге «Федон» в образной форме показывает, что нравственные качества личности, среди которых добродетель, справедливость, рассудительность, с одной стороны, обретаются человеком в условиях общественной жизни, а, с другой, сами порождают посредством этого человека социально приемлемые отношения в обществе.
Однако, для того чтобы личность приобрела ещё более высокий ^ духовный статус, ей необходимо соединить добродетельные качества — качества души человека, с качествами его ума — мудростью миросозерцания (153.-С.88-89).
Аристотель (384-322 до н.э.), ученик Платона и основоположник этики, особо подчёркивал значение синтеза в нравственном мироотношении личности, складывающемся из нравственных знаний, их личностно-ценностного осознания и реального претворения в деятельностной практике человека в * виде его нравственных качеств.
Иными словами, это и есть идея единства содержания нравственномировоззренческого сознания и опыта социально-нравственного поведения личности в обществе, впоследствии ставшая ведущим педагогическим принципом
мировоззренческого развития личности в условиях деятельности.
Педагогически ценны рассуждения Аристотеля о реальных путях достижения этого единства.
Он считал, что «верно направленный разум бывает согласен с движениями чувств», поскольку «скорее верно направленное движение чувств, а не разум служит началом добродетели» (12.-C.357).
В дан^ ных представлениях обнаруживается важный аспект развития мировоззрения личности — формирование нравственных и духовных мировоззренческих чувств, выявляющих глубину мироотношения, характер мироощущения и умонастроения в преобразовательной практике человека в мире и социуме.


[стр.,26]

26 При дальнейшем историческом развитии философской мысли духовные и практико-ориентированные аспекты мироотношения человека, взаимосвязанные как с конкретно-историческими условиями, так и сложившимся уровнем социально-экономического и духовно-культурного развития общества, анализируются с позиций либо идеалистических, либо материалистических направлений в философии.
Для идеалистического мировоззрения характерна духовная опора на представления о сверхъестественном мировом начале, которое существует в том или ином виде, организует мировой порядок и предопределяет человеческие судьбы.
Материалистическое мировоззрение исходит из принципиального признания материальной первоосновы природного и социального мира.
При этом совокупность всех производственных отношений в мире и социуме обусловливает и выявляет естественно-научную ориентацию мировоззрения личности как субъекта познавательной и трудовой деятельности, участника социальных и профессиональных взаимодействий между людьми.
Черты естественно-научного и реалистического мировоззрения проявляются в светском и гуманистическом мироотношении, формирующемся в западно-европейском обществе периода XIV-XVI веков, получившего название эпохи гуманизма.
В гуманистических философских учениях
(Л.Валла, М.
Монтень и др.) утверждаются высокая ценность и уникальность человеческой личности, её особое положение в мироздании и призванность реализоваться в качестве творца мира и творца самой себя.
Для гуманистического мировосприятия и миропонимания характерна свобода человека от религиозных догм и предписаний.
Это обусловливает активность его жизненной позиции как в отношении познания, освоения окружающей действительности и её социально-экономического переустройства, так и в плане выстраивания личностью собственной жизнедеятельности.
В качестве гуманистически-мировоззренческого идеала признаётся идея

[Back]