обеспечивая гармоничную жизнедеятельность человека в культуре общества, в которой он складывается как личность. Сравнительно-сопоставительный теоретический анализ литераторы позволил выделить объективные факторы, обусловливающие становление мировоззренческой культуры личности в системе профессионального образования специалистов. Во-первых, конкретно-исторические, социальноэкономические и социокультурные условия жизнедеятельности общества, отразившиеся» в, содержании его мировоззренческого сознания и кристаллизовавшиеся в объективные социальные требованияк функционалу профессиональной деятельности и моральному облику конкретных специалистов. Во-вторых, духовно-культурное наследие общества: его исторически формировавшиеся социальные нормы, нравственные идеалы и патриотические ценности, взаимосвязанные с общечеловеческой культурой и гуманитарным знанием, литературой, искусством и религией, духовными традициями и художественным творчеством народа, содержанием целевого и организационно-процессуального компонентовпрактики воспитания и образования-личности в социуме. В1третьих, мировоззренческое самосознание, как система ценностных установок и ориентации, мировоззренческих убеждений, идеалов и деятельностных принципов, направляющих эмоционально-волевую, интеллектуально-творческую, профессиональную и социальную активность личности в процессах мировоззренческого саморазвития, этнокультурного и социально-нравственного самоопределения будущих специалистов в условиях профессиональной подготовки и обучения в * ссузе. Психологическая структура* мировоззренческой культуры охватывает основные сферы проявления личности — когнитивную, эмоциональноценностную, мотивационно-смысловую, волевую и поведенческую и включает в себя такие структурные компоненты, как: знания и представления человека об окружающей природной, социокультурной действительности и о самом себе, ценности, смыслы и ценностные ориентации, мировоззренческие взгляды, идеалы и убеждения, деятельностные установки, принципы и позиции, 1 5 6 |
87 культурными ценностями и коренными идеалами своего народа, органичного «встраивания» этих духовных компонентов в содержание собственной творческой и ответственной деятельности человека в социуме. Объективными факторами становления МКЛ в системе профессионального образования выступают: во-первых, конкретно-исторические, социально-экономические и социокультурные условия жизнедеятельности общества, отразившиеся в содержании его мировоззренческого сознания и кристаллизовавшиеся в объективные социальные требования к функционалу профессиональной деятельности и моральному облику конкретных специалистов. Во-вторых, духовно-культурное наследие общества: его исторически формировавшиеся социальные нормы, нравственные идеалы и патриотические ценности, взаимосвязанные с общечеловеческой культурой и гуманитарным знанием, с содержанием целевого и организационно-процессуального компонентов практики воспитания и образования личности в социуме, с религией, искусством и литературой, народным художественным творчеством. В-третьих, мировоззренческое самосознание личности, как система её ценностных установок и ориентации, мировоззренческих убеждений, идеалов и принципов, направляющих эмоционально-волевую, интеллектуальнотворческую, профессиональную и социальную активность личности в процессах мировоззренческого саморазвития и самоопределения специалиста. Исходя из этого, становление человека в качестве личности с определённой МКЛ объективно предстаёт как процесс и результат самоосознания человеком системы мировоззренческих ценностей, существующих в конкретной культуре общества и превратившихся в его персональные ценностно-смысловые ориентиры поведения, деятельности и ведущие жизненные принципы. Они определяют отношение личности к себе, своей профессии, другим людям и окружающему миру в целом, обусловливают гармоничную жизнедеятельность человека, идентифицированного в культуре общества, к которому он принадлежит. о 156 гим людям, своей профессии, окружающей природной и социокультурной среде, тем самым обеспечивая гармоничную жизнедеятельность человека в культуре общества, в которой он складывается как личность. Сравнительно-сопоставительный теоретический анализ литературы позволил выделить объективные факторы, обусловливающие становление мировоззренческой культуры личности в системе профессионального образования специалистов. Во-первых, конкретно-исторические, социальноэкономические и социокультурные условия жизнедеятельности общества, отразившиеся в содержании его мировоззренческого сознания и кристаллизовавшиеся в объективные социальные требования к функционалу профессиональной деятельности и моральному облику конкретных специалистов. Во-вторых, духовно-культурное наследие общества: его исторически формировавшиеся социальные нормы, нравственные идеалы и патриотические ценности, взаимосвязанные с общечеловеческой культурой и гуманитарным знанием, литературой, искусством и религией, духовными традициями и художественным творчеством народа, содержанием целевого и организационнопроцессуального компонентов практики воспитания и образования личности в социуме. В-третьих, персональное мировоззренческое самосознание, как система ценностных установок и ориентации, мировоззренческих убеждений, идеалов и деятельностных принципов, направляющих эмоциональноволевую, интеллектуально-творческую, профессиональную и социальную активность личности в процессах мировоззренческого саморазвития, этнокультурного и социально-нравственного самоопределения будущих специалистов в условиях профессиональной подготовки и обучения в вузе. Психологическая структура персональной мировоззренческой культуры охватывает основные сферы проявления личности — когнитивную, эмоционально-ценностную, мотивационно-смысловую, волевую и поведенческую и включает в себя такие структурные компоненты, как: знания и представления человека об окружающей природной, социокультурной действи 157 тельности и о самом себе, персональные ценности, смыслы и ценностные ориентации, мировоззренческие взгляды, идеалы и убеждения, деятельностные установки, принципы и позиции, проявляющиеся во взаимодействиях с данной действительностью и в самоотношении личности. Компонентное содержание персональной мировоззренческой культуры закрепляется в систему интегративных мировоззренчески значимых качеств личности когнитивных, эмоционально-ценностных и волевых, коммуникативно-поведенческих и продуктивно-деятельностных. Система мировоззренческих знаний и ценностей, содержание процессов мировосприятия, миропонимания и миропреобразования у человека, посвятившего себя определённой профессии, интегративно характеризуют специалиста с позиций готовности к мировоззренчески системному (научнотеоретическая готовность), духовно и нравственно зрелому осмыслению культурно-ценностной информации (духовно-нравственная зрелость), готовности применять ценностные убеждения и принципы в социально и профессионально компетентной деятельности в обществе (социальная и профессиональная компетентность), в саморегуляции персонального поведения (поведенческо-волевая готовность). В опытной работе подтвердилось, что уровень проявления научнотеоретической и поведенческо-волевой готовности, духовно-нравственной зрелости, профессиональной и социальной компетентности личности при педагогическом анализе может объективно выступать в качестве основных критериев сформированности персональной мировоззренческой культуры в процессе обучения будущих специалистов в вузе. По результатам нашего констатирующего эксперимента, обнаружились достаточно противоречивые тенденции. Так, несмотря на наличие устойчивого ценностного отношения студентов к своей профессиональной деятельности как личностно значимой, мы не обнаружили такого же ценностного отношения к самому предмету деятельности специалиста гуманитарного про |