Проверяемый текст
Позизейко, Галина Владиславовна; Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе (Диссертация 2002)
[стр. 157]

проявляющиеся во взаимодействиях с данной действительностью и в самоотношении личности! Компонентное содержание личностной мировоззренческой культуры закрепляется в систему интегративных мировоззренчески значимых качеств личности когнитивных, эмоционально-ценностных и волевых, коммуникативно-поведенческих и продуктивно-деятельностных.
Система, мировоззренческих знаний; и ценностей, содержание процессов мировосприятия, миропонимания;, и , миропреобразования у человека, посвятившего себя?: определённой профессии, интегративно характеризуют специалиста с позиций; готовности к.
мировоззренчески системному (научнотеоретическая готовность), духовно и нравственно зрелому осмыслению культурно-ценностной: информации (духовно-нравственная,; зрелость); готовности применять ценностные убеждения и принципы, в социально и профессионально компетентной деятельности в; обществе (социальная и профессиональная компетентность), в саморегуляции
поведения, (поведенческо-волевая готовность).
В опытной, работе подтвердилось, что уровень проявления научнотеоретической и поведенческо-волевой готовности^ духовно-нравственной зрелости, профессиональной и социальной компетентности личности при педагогическом анализе может, объективно выступать в качестве основных критериев; сформированности
личностной мировоззренческой культуры в процессе обучения будущих специалистов-в ссузе.
По результатам нашего констатирующего эксперимента, обнаружились достаточно противоречивые тенденции.
Так, несмотря на наличие устойчивого ценностного отношения студентов,к своей профессиональной, деятельности как личностно значимой, мы не обнаружили такого же ценностного отношения к самому предмету деятельности специалиста гуманитарного профиля
отечественной культуре в системе личной ответственности студентов, как будущих специалистов, за сбережение и распространение нравственных традиций и духовных ценностей в современной действительности.
При этом отмечалась слабая выраженность социально-смысловых и творческих мотивов
157
[стр. 157]

157 тельности и о самом себе, персональные ценности, смыслы и ценностные ориентации, мировоззренческие взгляды, идеалы и убеждения, деятельностные установки, принципы и позиции, проявляющиеся во взаимодействиях с данной действительностью и в самоотношении личности.
Компонентное содержание
персональной мировоззренческой культуры закрепляется в систему интегративных мировоззренчески значимых качеств личности когнитивных, эмоционально-ценностных и волевых, коммуникативно-поведенческих и продуктивно-деятельностных.
Система мировоззренческих знаний и ценностей, содержание процессов мировосприятия, миропонимания и миропреобразования у человека, посвятившего себя определённой профессии, интегративно характеризуют специалиста с позиций готовности к мировоззренчески системному (научнотеоретическая готовность), духовно и нравственно зрелому осмыслению культурно-ценностной информации (духовно-нравственная зрелость), готовности применять ценностные убеждения и принципы в социально и профессионально компетентной деятельности в обществе (социальная и профессиональная компетентность), в саморегуляции
персонального поведения (поведенческо-волевая готовность).
В опытной работе подтвердилось, что уровень проявления научнотеоретической и поведенческо-волевой готовности, духовно-нравственной зрелости, профессиональной и социальной компетентности личности при педагогическом анализе может объективно выступать в качестве основных критериев сформированности
персональной мировоззренческой культуры в процессе обучения будущих специалистов в вузе.
По результатам нашего констатирующего эксперимента, обнаружились достаточно противоречивые тенденции.
Так, несмотря на наличие устойчивого ценностного отношения студентов к своей профессиональной деятельности как личностно значимой, мы не обнаружили такого же ценностного отношения к самому предмету деятельности специалиста гуманитарного про


[стр.,158]

158 филя — отечественной культуре в системе личной ответственности студентов, как будущих специалистов, за сбережение и распространение нравственных традиций и духовных ценностей в современной действительности.
При этом отмечалась слабая выраженность социально-смысловых и творческих мотивов
профессионального выбора, направленности студентов на формирование у себя аналитических и проектировочных умений деятельности, способов персонального самопознания, нравственного самообразования и др.
Вместе с тем, констатировалась проявленная заинтересованность студентов в их мировоззренческом развитии в процессе изучения гуманитарных учебных дисциплин.
Это объективно обусловило наш выбор гуманитарного курса «Русское народное музыкальное творчество» в качестве содержательной основы педагогического проектирования целевой критериальной модели мировоззренчески развивающего обучения специалистов гуманитарного профиля.
Исходя из теоретически выделенных критериев персональной мировоззренческой культуры, нами обоснована структурно-психологическая модель её по-сферного становления в системе профессионального образования специалистов гуманитарного профиля и определены социально-психологичес кие показатели уровней сформированности мировоззренческой культуры у студентов в вузе.
На выделенной критериальной основе, равно как и с учётом исходного уровня мировоззренческого развития обучающихся, далее была спроектирована модель педагогического влияния на становление мировоззренческой культуры личности и целевая комплексная программа, реализующая данную модель в условиях гуманитарно-профильного обучения будущих специалистов.
Педагогическое достижение поставленных целей и задач мировоззренчески развивающего обучения обусловлено выделением преподавателем инварианта процесса освоения студентами содержания гуманитарной дисциплины.
Основу освоения культурно-ценностного материала составляет реализация принципов научности, генерализации знаний и проблемности изложе

[Back]