профессионального выбора;.направленности студентов на формирование у себя аналитических и. проектировочных умении деятельности, способов самопознания, нравственного самообразования' и др. Вместе с тем, констатировалась проявленная, заинтересованность студентов в их мировоззренческом развитии в процессе изучения гуманитарных учебных дисциплин. Это объективнообусловило наш выбор гуманитарного курса «Татарское народно-музыкальное творчество» в качестве содержательной основы педагогического проектирования целевой критериальной* модели мировоззренчески развивающего обученияспециалистов, гуманитарного профиля. х Исходя* из теоретически выделенных критериев* мировоззренческой, культуры личности, нами*обоснована структурно-психологическая* модель её становления: в системепрофессионального образования: специалистов гуманитарного профиля июпределены социально-психологичес кие показатели уровней сформированное™ мировоззренческой культуры.у студентов в ссузе. На выделенной критериальной основе, равно как и*с учётом-исходного-уровня мировоззренческого развития обучающихся; далее быласпроектирована модель педагогического-влияния;на становление мировоззренческой культуры личности и целевая*: комплексная программа, реализующая данную модель в условиях гуманитарно-профильного обучения будущих специалистов. Педагогическое' достижение поставленных целей и задач мировоззренчески развивающего обучения обусловлено выделением преподавателем инварианта процесса освоения* студентамисодержания гуманитарной дисциплины. Основу освоения культурно-ценностного материала составляет реализация принципов научности, генерализации-знаний и проблемности изложения; во-первых. Во-вторых применение межпредметных связей* в обучении* иобразовательных технологий на базе преемственно-исторических традиций национальной культуры. и общечеловеческих ценностей. В-третьих — реализация педагогических условий обучения, обеспечивающих высокий уровень сознания личности и единство развития её самосознания и поведения, взаимосвязь творческого 158 |
158 филя — отечественной культуре в системе личной ответственности студентов, как будущих специалистов, за сбережение и распространение нравственных традиций и духовных ценностей в современной действительности. При этом отмечалась слабая выраженность социально-смысловых и творческих мотивов профессионального выбора, направленности студентов на формирование у себя аналитических и проектировочных умений деятельности, способов персонального самопознания, нравственного самообразования и др. Вместе с тем, констатировалась проявленная заинтересованность студентов в их мировоззренческом развитии в процессе изучения гуманитарных учебных дисциплин. Это объективно обусловило наш выбор гуманитарного курса «Русское народное музыкальное творчество» в качестве содержательной основы педагогического проектирования целевой критериальной модели мировоззренчески развивающего обучения специалистов гуманитарного профиля. Исходя из теоретически выделенных критериев персональной мировоззренческой культуры, нами обоснована структурно-психологическая модель её по-сферного становления в системе профессионального образования специалистов гуманитарного профиля и определены социально-психологичес кие показатели уровней сформированности мировоззренческой культуры у студентов в вузе. На выделенной критериальной основе, равно как и с учётом исходного уровня мировоззренческого развития обучающихся, далее была спроектирована модель педагогического влияния на становление мировоззренческой культуры личности и целевая комплексная программа, реализующая данную модель в условиях гуманитарно-профильного обучения будущих специалистов. Педагогическое достижение поставленных целей и задач мировоззренчески развивающего обучения обусловлено выделением преподавателем инварианта процесса освоения студентами содержания гуманитарной дисциплины. Основу освоения культурно-ценностного материала составляет реализация принципов научности, генерализации знаний и проблемности изложе 159 ния во-первых. Во-вторых применение межпредметных связей в обучении и образовательных технологий на базе преемственно-исторических традиций российской культуры и общечеловеческих ценностей. В-третьих — реализация акмеолого-развивающих условий обучения, обеспечивающих высокий уровень сознания личности и единство развития её самосознания и поведения, взаимосвязь творческого решения задач мировоззренческого саморазвития в контексте интересов и целей самих студентов. Системный отбор преподавателем мировоззренчески развивающего комплекса творческих задач и практико-ориентированных заданий, направленных на погружение личности в ценностно-смысловой контекст изучения русской народной культуры, поддерживает заинтересованную включённость студентов в познавательную деятельность и формирует персональную осмысленность мировоззренческого саморазвития личности на патриотическиценностной основе. В ходе опытно-экспериментальной работы прежде всего решались педагогические задачи развития научно-теоретической мировоззренческой готовности обучающихся к социокультурной деятельности, велась «переплавка» культурно-ценностных знаний специалиста в личностные мировоззренческие убеждения, формировались аналитические и диалектические способы мышления личности. Развитие эмоционально-ценностного отношения обучающихся к изучению, сохранению и распространению российской духовной культуры как основе профессиональной деятельности в социокультурной сфере обеспечивало рост социокультурной мировоззренческой направленности личности, а формирование готовности студентов к сознательно-волевой регуляции своих поступков и стремлений реализовать индивидуально выработанные мировоззренческие принципы и идеалы осуществлялось в технологически организованной педагогом практике деятельности по функционалу специалиста гуманитарного профиля. |