решения задач мировоззренческого саморазвития)в контексте интересов и целей самих студентов. Системный отбор преподавателем мировоззренчески развивающего комплекса творческих задач и практико-ориентированных заданий, направленных на погружение личности в ценностно-смысловой контекст изучения татарской народной культуры, поддерживает заинтересованную включённость студентов в познавательную деятельность и формирует осмысленность.мировоззренческого саморазвития личности на иатриотическицснностной основе, В ходе опытно-экспериментальной работьь прежде всего решались педагогические задачи развития, научно-теоретической мировоззренческой готовности обучающихся к-социокультурной деятельности, велась «переплавка» культурно-ценностных знаний специалиста в личностные мировоззренческие убеждения, формировались, аналитические и диалектические способы мышленияличности. Развитие эмоционально-ценностного отношения обучающихся к изучению, сохранению и распространению российской духовной культуры как основепрофессиональной деятельности в социокультурной сфере обеспечивало рост социокультурной мировоззренческой направленности личности, а формирование готовности студентов к сознательно-волевой регуляции своих поступков и стремлений реализовать индивидуально выработанные мировоззренческие принципы и идеалы осуществлялось в технологически организованной педагогом практике деятельности по функционалу специалиста гуманитарного профиля. В технологически-процессуальном плане учебно-познавательная деятельность, обеспечивающая мировоззренческое развитие личности в ходе освоениястудентами татарского народно-музыкального творчества, выстраивалась на основе применения комплекса технологий! обучения: проблемно и ценностно информирующих, социально ориентирующих, субъектно и рефлексивно стимулирующих, позиционно и деятельностно закрепляющих. Применение мировоззренчески развивающих технологий обучения в условиях диалоговой организации форм учебной и внеучебной 1 5 9 |
159 ния во-первых. Во-вторых применение межпредметных связей в обучении и образовательных технологий на базе преемственно-исторических традиций российской культуры и общечеловеческих ценностей. В-третьих — реализация акмеолого-развивающих условий обучения, обеспечивающих высокий уровень сознания личности и единство развития её самосознания и поведения, взаимосвязь творческого решения задач мировоззренческого саморазвития в контексте интересов и целей самих студентов. Системный отбор преподавателем мировоззренчески развивающего комплекса творческих задач и практико-ориентированных заданий, направленных на погружение личности в ценностно-смысловой контекст изучения русской народной культуры, поддерживает заинтересованную включённость студентов в познавательную деятельность и формирует персональную осмысленность мировоззренческого саморазвития личности на патриотическиценностной основе. В ходе опытно-экспериментальной работы прежде всего решались педагогические задачи развития научно-теоретической мировоззренческой готовности обучающихся к социокультурной деятельности, велась «переплавка» культурно-ценностных знаний специалиста в личностные мировоззренческие убеждения, формировались аналитические и диалектические способы мышления личности. Развитие эмоционально-ценностного отношения обучающихся к изучению, сохранению и распространению российской духовной культуры как основе профессиональной деятельности в социокультурной сфере обеспечивало рост социокультурной мировоззренческой направленности личности, а формирование готовности студентов к сознательно-волевой регуляции своих поступков и стремлений реализовать индивидуально выработанные мировоззренческие принципы и идеалы осуществлялось в технологически организованной педагогом практике деятельности по функционалу специалиста гуманитарного профиля. 160 в технологически-процессуальном плане учебно-познавательная деятельность, обеспечивающая мировоззренческое развитие личности в ходе освоения студентами русского народно-музыкального творчества, выстраивалась на основе применения комплекса технологий обучения: проблемно и ценностно информирующих, социально ориентирующих, субъектно и рефлексивно стимулирующих, позиционно и деятельностно закрепляющих. Применение мировоззренчески развивающих технологий обучения в условиях диалоговой организации форм учебной и внеучебной познавательноценностной деятельности, в процессе самообразования студентов обеспечивает целостное формирование мировоззренческого сознания и самосознания, поведения и деятельности будущих специалистов, эффективность становления активной субъектной позиции в этом плане. В процессе организации учебного времени преподавателем применялись проблемные лекции и семинары, практические занятия и учебные дискуссии, деловые игры и творческие игры-драматизации, где формировалось системное миропонимание и духовно-нравственные позиции будущих специалистов. В процессе внеучебного времени — фольклорные экспедиции и этнографические экскурсии, научно-исследовательская и проектнотворческая работа студентов, специально организовывались концертная и лекторско-просветительная практика, которые закрепляли преобразовательный опыт проявления мировоззренческих позиций готовности пропагандировать российскую культуру. Самообразовательная работа студентов, организованная на основе изучения, обработки и анализа произведений фольклора, персональной идентификации с традициями народного художественного творчества и его практического освоения, деятельностно закрепляли направленность будущих специалистов на сохранение культурных ценностей. По итогам опытно-экспериментальной работы диагностированы позитивные изменения в содержании социально-психологических компонентов персональной мировоззренческой культуры. В индивидуальном духовном |