Проверяемый текст
Позизейко, Галина Владиславовна; Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе (Диссертация 2002)
[стр. 16]

Для гуманистического мировосприятия и миропонимания характерна свобода человека от религиозных догм и предписаний.
Это обусловливает активность его жизненной позиции как в отношении познания, освоения окружающей действительности и её социально-экономического переустройства, так и в плане выстраивания личностью собственной жизнедеятельности.
В качестве гуманистически-мировоззренческого идеала признаётся идея
формирования всесторонне и гармонически развитой личности, вера в силы человеческого разума и творческой деятельности людей.
В европейской философской мысли XVIII века с позиций идеалистических философских учений акцентируются этикорационалистические аспекты мироотношения (И.
Кант), обосновываются эстетико-просветительские факторы мировоззренческого развития личности (И.-Ф.
Ш иллер)
[69].
Немецкий философ-идеалист И.
Кант в качестве условия гармоничного мироотношения личности обосновывает взаимосвязь разума и воли человека.

Эстетическое мировоззрение, рассматриваемое философомпросветителем И.-Ф.
Ш иллером, основано на закономерностях чувственноэмоционального освоения человеком окружающего мира.
Оно проявляется в процессах эстетического мировосприятия и понимания красоты природы, людей, их взаимоотношений и деятельности, в создании духовных и материальных ценностей бытия.
Результатом эстетического мироотношения человека к окружающей действительности являются художественное творчество народа, разнообразные жанры искусства и художественная культура общества в целом.
Педагогически важно, что И.-Ф.
Шиллер, создатель теории эстетического воспитания, обосновывает культурное просвещение и синтетическое воздействие
произведений искусства на людей в качестве средств духовноэстетического и мировоззренчески-нравственного развития как отдельной личности, так и «справедливого переустройства общества» в целом [69].
1 6
[стр. 26]

26 При дальнейшем историческом развитии философской мысли духовные и практико-ориентированные аспекты мироотношения человека, взаимосвязанные как с конкретно-историческими условиями, так и сложившимся уровнем социально-экономического и духовно-культурного развития общества, анализируются с позиций либо идеалистических, либо материалистических направлений в философии.
Для идеалистического мировоззрения характерна духовная опора на представления о сверхъестественном мировом начале, которое существует в том или ином виде, организует мировой порядок и предопределяет человеческие судьбы.
Материалистическое мировоззрение исходит из принципиального признания материальной первоосновы природного и социального мира.
При этом совокупность всех производственных отношений в мире и социуме обусловливает и выявляет естественно-научную ориентацию мировоззрения личности как субъекта познавательной и трудовой деятельности, участника социальных и профессиональных взаимодействий между людьми.
Черты естественно-научного и реалистического мировоззрения проявляются в светском и гуманистическом мироотношении, формирующемся в западно-европейском обществе периода XIV-XVI веков, получившего название эпохи гуманизма.
В гуманистических философских учениях (Л.Валла, М.
Монтень и др.) утверждаются высокая ценность и уникальность человеческой личности, её особое положение в мироздании и призванность реализоваться в качестве творца мира и творца самой себя.
Для гуманистического мировосприятия и миропонимания характерна свобода человека от религиозных догм и предписаний.
Это обусловливает активность его жизненной позиции как в отношении познания, освоения окружающей действительности и её социально-экономического переустройства, так и в плане выстраивания личностью собственной жизнедеятельности.
В качестве гуманистически-мировоззренческого идеала признаётся идея


[стр.,27]

27 формирования всесторонне и гармонически развитой личности, вера в силы человеческого разума и творческой деятельности людей.
В европейской философской мысли XVIII века с позиций идеалистических философских учений акцентируются этико-рационалистические аспекты мироотношения (И.
Кант), обосновываются эстетико-просветительские факторы мировоззренческого развития личности (И.-Ф.
Шиллер).

Немецкий философ-идеалист И.
Кант в качестве условия гармоничного мироотношения личности обосновывает взаимосвязь разума и воли человека.

Разум рассматривается И.
Кантом как теоретическая способность человека к верным, объективным и взвешенным суждениям о мире и одновременно как практическая способность, то есть «такая, которая должна иметь влияние на волю», но не только как средство достижения какой-либо цели, а как «добрую волю самое по себе» (74.-C.231).
В таком подходе мы усматриваем значимость формирования разумных и нравственных волеустремлений в процессе персонального мировоззренческого самоопределения.
В педагогическом плане это обусловливает необходимость развития способностей личности к осознанному целеполаганию и волевой саморегуляции деятельности, самовоспитанию у себя нравственных и волевых личностных качеств.
Эстетическое мировоззрение, рассматриваемое философом-просветителем И.-Ф.
Шиллером, основано на закономерностях чувственно-эмоционального освоения человеком окружающего мира.
Оно проявляется в процессах эстетического мировосприятия и понимания красоты природы, людей, их взаимоотношений и деятельности, в создании духовных и материальных ценностей бытия.
Результатом эстетического мироотношения человека к окружающей действительности являются художественное творчество народа, разнообразные жанры искусства и художественная культура общества в целом.
Педагогически важно, что И.-Ф.
Шиллер, создатель теории эстетического воспитания, обосновывает культурное просвещение и синтетическое во


[стр.,28]

28 здеиствие произведении искусства на людей в качестве средств духовно-эстетического и мировоззренчески-нравственного развития как отдельной личности, так и «справедливого переустройства общества» в целом (213.-C.88 ).
В конце XIX немецким философом-идеалистом Э.
Гуссерлем вводится понятие «мир жизненный», обозначающее совокупность всех возможных и действительных мировоззренческих горизонтов опыта человеческой жизни (185.-C.410).
В содержании данного понятия учёным отражена экзистенциальная сущность мировоззренческого развития человека в обществе.
Она выявляется в направленности приобретаемых личностью знаний и её формирующихся ценностей, складывающихся опыта по решению жизненных проблем и конкретных способов деятельности, прежде всего, в собственную сферу индивидуально-значимых интересов, потребностей и переживаний.
В отличии от субъективно-идеалистической трактовки, социологическое понимание мировоззрения, введённое в этот же период немецким социологом М.Вебером, относится к системе убеждений определённых социальной группы, класса, общества (59.-C.427).
Этим доказывается взаимосвязь и общность содержания индивидуального и общественного мировоззрения и, следовательно, взаимообусловленность процессов мировоззренческих изменений в духовной сфере социума и духовной сфере принадлежащей к нему личности.
При этом формирующееся мироотношение человека в первую очередь проявляется в добросовестной, разумно и нравственно организованной профессиональной деятельности.
Она, с точки зрения М.
Вебера, становится тем поприщем, где личность реализует своё деятельное и мировоззренчески осмысленное предназначение в социуме (34.-С.49-53).
Далее обратимся к рассмотрению феномена мировоззрения и пониманию факторов мировоззренческого развития личности в обществе на примере подходов религиозно-философской мысли России XIX и начала XX веков.
Религиозно-философские идеи русских мыслителей воплотились в мировоззренческом образе личности, которая реализует своё мироотношение

[Back]