познавательно-ценностной' деятельности, в процессе самообразования студентов обеспечивает целостное формирование: мировоззренческого сознания и самосознания1 , поведения-и деятельности будущих специалистов, эффективность становления активной субъектной позиции в этом плане. В'процессе организации учебного времени преподавателем применялись проблемные лекции-и семинары, практические занятия и учебные дискуссии, деловые игры и творческие игры-драматизации,.где формировалось системное миропонимание и духовно-нравственныепозиции будущих специщшстов. В процессе внеучебного времени — фольклорные, сценические действа пропагандировать национальную культуру экспедиции и этнографические: . экскурсии,, научно-исследовательская и проектно-творческая работа студентов, специально организовывались концертная и лёкторско-просветительная; практика, которыезакрепляли преобразовательный опыт проявления мировоззренческих позиций готовности, пропагандировать, российскую культуру. Самообразовательная работа студентов.;, организованнаяна основе изучения, обработки и анализа произведений' фольклора,идентификации с традициями народного художественного творчества и егопрактического освоения, деятельностно закрепляли направленность будущих специалистов на сохранение культурных ценностей.. По итогам' опытно-экспериментальной работы диагностированы позитивные изменения в содержании социально:психологических компонентов мире и отношениях личности, произошло преломление патриотических ценностей на. базе осмысления будущим специалистом их социальной и личностной значимости. У студентовзафиксирован рост позитивных переживаний' личной, духовной: сопричастности, российской культуре, формирование личного опыта, творческого, применения* сформированных ценностных убеждений и нравственных, принциповв профессионально и социально направленной деятельности, в самообразовании личности. В ходе опытно-экспериментальной работы, таким образом, подтверждён комплекс педагогических условий, который обеспечивает успешность становления личностной .мировоззренческой культуры у студентов в системе |
160 в технологически-процессуальном плане учебно-познавательная деятельность, обеспечивающая мировоззренческое развитие личности в ходе освоения студентами русского народно-музыкального творчества, выстраивалась на основе применения комплекса технологий обучения: проблемно и ценностно информирующих, социально ориентирующих, субъектно и рефлексивно стимулирующих, позиционно и деятельностно закрепляющих. Применение мировоззренчески развивающих технологий обучения в условиях диалоговой организации форм учебной и внеучебной познавательноценностной деятельности, в процессе самообразования студентов обеспечивает целостное формирование мировоззренческого сознания и самосознания, поведения и деятельности будущих специалистов, эффективность становления активной субъектной позиции в этом плане. В процессе организации учебного времени преподавателем применялись проблемные лекции и семинары, практические занятия и учебные дискуссии, деловые игры и творческие игры-драматизации, где формировалось системное миропонимание и духовно-нравственные позиции будущих специалистов. В процессе внеучебного времени — фольклорные экспедиции и этнографические экскурсии, научно-исследовательская и проектнотворческая работа студентов, специально организовывались концертная и лекторско-просветительная практика, которые закрепляли преобразовательный опыт проявления мировоззренческих позиций готовности пропагандировать российскую культуру. Самообразовательная работа студентов, организованная на основе изучения, обработки и анализа произведений фольклора, персональной идентификации с традициями народного художественного творчества и его практического освоения, деятельностно закрепляли направленность будущих специалистов на сохранение культурных ценностей. По итогам опытно-экспериментальной работы диагностированы позитивные изменения в содержании социально-психологических компонентов персональной мировоззренческой культуры. В индивидуальном духовном 161 мире и отношениях личности произошло преломление патриотических ценностей на базе осмысления будущим специалистом их социальной и личностной значимости. У студентов зафиксирован рост позитивных переживаний персональной духовной сопричастности российской культуре, формирование личного опыта творчески применять сформированные ценностные убеждения и нравственные принципы в профессионально и социально направленной деятельности, в самообразовании личности. В ходе опытно-экспериментальной работы, таким образом, подтверждён комплекс педагогических условий, который обеспечивает успешность становления персональной мировоззренческой культуры у студентов в системе гуманитарно-профильной подготовки будущих специалистов в вузе. К этим условиям, в частности, относятся дидактико-методические, обусловливающие системно-технологическую организацию мировоззренчески направленного освоения студентами содержания духовно-культурных ценностей общества в процессе изучения гуманитарного курса. Социально-педагогические условия поддерживают ценностно ориентирующий диалог и творческие взаимодействия педагога и студентов в процессе принятия обучающимися духовно-культурных традиций и идеалов своего народа как ведущих мировоззренческих ориентации личности. Акмеологические условия стимулируют высокий уровень персональной активности студентов в самопознании и самоактуализации способностей к творческой деятельности, в самореализации мировоззренческой позиции личности согласно выработанному мировоззренческому идеалу и адекватной самооценке своего мироощущения. Таким образом, в исследовании доказано, что мировоззренческая культура личности интегративно характеризует будущего специалиста по критериям научно-теоретической и поведенческо-волевой готовности к организации социально и профессионально компетентной деятельности в обществе, выстроенной с духовно и нравственно зрелых персональных позиций. |