профессиональной подготовки будущих специалистов в ссузе педагогического профиля. Педагогические условия поддерживают ценностно ориентирующий диалог и творческие взаимодействия педагога и студентов в процессе принятия обучающимися духовно-культурных традиций и идеалов своего народа как ведущих мировоззренческих ориентации личности. Таким образом, в исследовании доказано, что мировоззренческая культура личности студента интегративно характеризует будущего специалиста но критериям научно-теоретической и поведснческо-волевой готовности к организации социально и профессионально компетентной деятельности в обществе, выстроенной с духовно и нравственно зрелых личностных позиций. Показателями личностной мировоззренческой культуры специалиста гуманитарного профиля выступают высокая степень осознанности личностью духовно-культурных ценностей народа, личная потребность и способность внести свой творческий вклад в деятельность по изучению, сохранению и популяризации духовных традиций и нравственных идеалов родной культуры. Обладая высоким уровнем сформированности личностной мировоззренческой культуры, специалист способен ставить адекватные жизненные цели, творчески планировать ипроектировать деятельность по их достижению и максимально реализовываться в ней. В итоге современная действительность универсально осваивается специалистом в единстве духовных и практических начал интеллектуальной, профессиональной и социокультурной деятельности человека, успешно интегрированного в социум на основе духовно-культурной преемственности, национально-культурной самоидентификации и творчески активной жизненной позиции личности. В связи с объективной сложностью и многоаспектностью процесса становления мировоззренческой культуры личности следует выделить ряд вопросов для дальнейшего изучения: факторы успешного становления мировоззренческой культуры в процессе изучения студентами естественнонаучных и социально-экономических дисциплин; взаимосвязь уровней мировоззренческого развития с индивидуально-творческими способностями будущих специалистов и др. 161 |
161 мире и отношениях личности произошло преломление патриотических ценностей на базе осмысления будущим специалистом их социальной и личностной значимости. У студентов зафиксирован рост позитивных переживаний персональной духовной сопричастности российской культуре, формирование личного опыта творчески применять сформированные ценностные убеждения и нравственные принципы в профессионально и социально направленной деятельности, в самообразовании личности. В ходе опытно-экспериментальной работы, таким образом, подтверждён комплекс педагогических условий, который обеспечивает успешность становления персональной мировоззренческой культуры у студентов в системе гуманитарно-профильной подготовки будущих специалистов в вузе. К этим условиям, в частности, относятся дидактико-методические, обусловливающие системно-технологическую организацию мировоззренчески направленного освоения студентами содержания духовно-культурных ценностей общества в процессе изучения гуманитарного курса. Социально-педагогические условия поддерживают ценностно ориентирующий диалог и творческие взаимодействия педагога и студентов в процессе принятия обучающимися духовно-культурных традиций и идеалов своего народа как ведущих мировоззренческих ориентации личности. Акмеологические условия стимулируют высокий уровень персональной активности студентов в самопознании и самоактуализации способностей к творческой деятельности, в самореализации мировоззренческой позиции личности согласно выработанному мировоззренческому идеалу и адекватной самооценке своего мироощущения. Таким образом, в исследовании доказано, что мировоззренческая культура личности интегративно характеризует будущего специалиста по критериям научно-теоретической и поведенческо-волевой готовности к организации социально и профессионально компетентной деятельности в обществе, выстроенной с духовно и нравственно зрелых персональных позиций. 162 Показателями персональной мировоззренческой культуры специалиста гуманитарного профиля выступают высокая степень осознанности личностью духовно-культурных ценностей народа, личная потребность и способность внести свой творческий вклад в деятельность по изучению, сохранению и популяризации духовных традиций и нравственных идеалов родной культуры. Обладая высоким уровнем сформированности персональной мировоззренческой культуры, специалист способен ставить адекватные жизненные цели, творчески планировать и проектировать деятельность по их достижению и максимально реализовываться в ней. В итоге современная действительность универсально осваивается специалистом в единстве духовных и практических начал интеллектуальной, профессиональной и социокультурной деятельности человека, успешно интегрированного в социум на основе духовно-культурной преемственности, национально-культурной самоидентификации и творчески активной жизненной позиции личности. В связи с объективной сложностью и многоаспектностью процесса становления мировоззренческой культуры личности следует выделить ряд вопросов для дальнейшего изучения: факторы успешного становления персональной мировоззренческой культуры в процессе изучения студентами естественно-научных и социально-экономических дисциплин; взаимосвязь уровней персонального мировоззренческого развития с индивидуальнотворческими способностями будущих специалистов и др. |