Из результатов отечественных и зарубежных социологических исследований, для нас важно следующее. В' результате мировоззренческого осознания и принятия социальных норм и правил как личностно значимых и ценных, личность вырабатывает на их основе свои мировоззренческие принципы личной ответственности, добросовестности и порядочности, альтруизма, взаимопомощи и добра[18, 194, 200]. В итоге конкретный человек становится способен к социально нравственному осмыслению мира и моральной caMopei-уляции на этой основе своих поступков, деятельности и поведения. А это, в свою очередь, выступает условием гармоничного мировоззренческого самоопределения личности в процессах профессиональной, познавательной и социокультурной практики взаимодействий в обществе. Психологическое обоснование проблем мировоззренческого развития1 личности в отечественной психологии 1930-40-х гг. ведётся в контексте рассмотрения поведения и деятельности в системе мировоззренческих отношений человека к окружающей действительности [91, 123, 153]. Существенный' вклад был внесён теорией установки, разработанной Д.Н. Узнадзе, доказавшим, что в основе мировоззренчески активных поведения и деятельности человека в обществе лежат сформированные мировоззренческие установки личности. Они (установки) обусловливают целостность, определённость идинамизм мировоззренческих отношений личности к окружающему миру, обществу, самой себе и взаимосвязываются, с точки зрения Д.Н. Узнадзе, с самим принципом становления личности в качестве её готовности к. постоянному духовному развитию и преобразованию самой себя [153]. Важно, что дляформирования мировоззренческих установок на активизацию познавательной деятельности и эмоционально-ценностного отношения человека к ней, выработку готовности к социально-нравственному поведению в обществе, требуются особые условия как субъективного, так и объективного характера. Педагогически необходимо удовлетворить 19 |
30 субъектов личности, социальной группы и целого общества как образ мира, который упорядочивается и обосновывается в виде их систем ценностей, ценностных установок и ориентации (114.-СЛ50). Понятие системы ценностей, считает Гречаный В.В., способно фиксировать в содержании мировоззрения человека и общества универсальный срез реальности. Иерархичность её пластов и уровней представляет собой сложную структуру из координированных и субординированных динамических компонентов-ценностей — экономических и социально-политических, правовых и этических, эстетических и религиозных и др. (48.-C.59, 64). Наиболее укоренёнными в субъективном духовном мире личности и, следовательно, мировоззренчески значимыми являются смысложизненные ценности. Они затрагивают как духовное осмысление человеком своего бытия и жизненного предназначения самого себя, так и ведущие мотивы выбора им персональных целей, способов и средств деятельности в мире. В то же время, доказывается, что объекты, события и явления действительности приобретают в практике человека определённый смысл на основании той «шкалы ценностей», которая сложилась в данном обществе на конкретном этапе своего социально-исторического развития (198.-C.347). Исходя из отечественных и зарубежных социологических исследований (И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин, 1973, И.В. Бестужев-Лада, 1984, В.А. Ядов, 1995, T.J. McKeown, 1999), для нас важно следующее. В результате мировоззренческого осознания и принятия социальных норм и правил как персонально значимых и ценных, личность вырабатывает на их основе свои мировоззренческие принципы — личной ответственности, добросовестности и порядочности, альтруизма, взаимопомощи и добра. В итоге конкретный человек становится способен к социально нравственному осмыслению мира и моральной саморегуляции на этой основе своих поступков, деятельности и поведения. А это, в свою очередь, выступает условием гармоничного мировоз 36 профессионального образования специалистов организуется с учётом этих факторов. Вместе с тем, — на основе педагогического обеспечения условий для гуманистического формирования единства как целостной мировоззренческой системы в проявлениях познавательного и ценностного, социальнонравственного, эмоционального и творчески-активного отношения у обучающихся к окружающему миру в целом и культуре своего народа в частности. Далее рассмотрим психологические подходы к процессу становления персональной мировоззренческой культуры с целью определения её социально-психологической структуры, критериев, показателей и механизмов развития личности в условиях обучения в вузе. Психологическое обоснование проблем мировоззренческого развития личности в отечественной психологии 1930-40-х гг. ведётся в контексте рассмотрения поведения и деятельности в системе мировоззренческих отношений человека к окружающей действительности (В.Н. Мясищев, С.Л, Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др.). Существенный вклад был внесён теорией установки, разработанной Д.Н. Узнадзе, доказавшим, что в основе мировоззренчески активных поведения и деятельности человека в обществе лежат сформированные мировоззренческие установки личности. Они (установки) обусловливают целостность, определённость и динамизм мировоззренческих отношений личности к окружающему миру, обществу, самой себе и взаимосвязываются, с точки зрения Д.Н. Узнадзе, с самим принципом становления личности — в качестве её готовности к постоянному духовному развитию и преобразованию самой себя (195.-C.150, 256). Важно, что для формирования мировоззренческих установок на активизацию познавательной деятельности и эмоционально-ценностного отношения человека к ней, выработку готовности к социально-нравственному поведению в обществе, требуются особые условия как субъективного, так и объективного характера. Педагогически необходимо удовлетворить потреб |