Проверяемый текст
Позизейко, Галина Владиславовна; Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе (Диссертация 2002)
[стр. 20]

потребность личности в мировоззренчески ценных действиях и поступках и создать ситуацию, в которой.данная потребность может быть удовлетворена.
В этот же период В.Н.

Мясшцевым обосновано, что сознательный, избирательный и активный характер, присущий мировоззренческому отношению личности к окружающей действительности, выявляет как степень общественного развития, человека Bv сознательности и активности его поведения и деятельности, так ииндивидуальный уровень развития интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств в составе мировоззрения.
К особымхарактеристикам мировоззрения В.Н.
Мясищев относит и реализм и романтизм мировосприятия, оптимизм и пессимизм мироощущения человека, проявляющиеся вумонастроении личности, в межличностных отношениях и взаимодействиях с другими людьми
[92].
В 1950-60-е гг.
в трудах Б.Г.
Ананьева А.Г.
Ковалёва В.Н.
Мясищева, формирование мировоззрения личности рассматривается взаимосвязано с ' процессами становления её характера, а сами «отношения личности» и «генезис характерообразования» выступают идентичными категориями [9, 61, 92].
Так, Б.Г.
Ананьев считает, что характер человека представляет собой «систему свойств личности, её субъективных отношений к обществу, другим людям, деятельности,
самой себе, постоянно реализующихся в общественном поведении и закреплённых в её образе жизни» [9].
Развитие интеллектуальных и коммуникативных умений и навыков, мотивационных и эмоционально-волевых свойств и черт личности определяется психологами в качестве неотъемлемого условия её мировоззренческого самоопределения.
Оно происходит в процессе деятельности познавательной, коммуникативной, профессиональной и др.
При этом особо подчёркиваются качества самоотношения и развитого самосознания личности, её рефлексивные свойства, выявляющие характер мировоззренческих представлений человека о себе и своём месте в мире.
Данные качества и свойства, по Б.Г.
Ананьеву, наиболее глубоко связаны с
Z U
[стр. 37]

37 ность личности в мировоззренчески-ценных действиях и поступках и создать ситуацию, в которой данная потребность может быть удовлетворена.
В этот же период В.Н.

Мясищевым обосновано, что сознательный, избирательный и активный характер, присущий мировоззренческому отношению личности к окружающей действительности, выявляет как степень общественного развития человека в сознательности и активности его поведения и деятельности, так и индивидуальный уровень развития интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств в составе персонального мировоззрения.
Мировоззренческая сознательность определяется способностью человека последовательно и системно отражать действительность в её настоящем и прошлом, а также предвидеть будущее.
Избирательность мировоззренческого отношения к объектам и событиям окружающего мира формируется на основе эмоционально-оценочной деятельности личности.
При этом важно умение адекватно оценивать себя самого, свои способности и возможности, что неразрывно связано со специальным развитием мировоззренческого самосознания.
Действенная активность и самостоятельность человека базируется на волевой готовности личности к отстаиванию мировоззренческих взглядов, идеалов и убеждений и реализации их в практической деятельности (137.-С.49-50).
К особым характеристикам мировоззрения В.Н.
Мясищев относит и реализм и романтизм мировосприятия, оптимизм и пессимизм мироощущения человека, проявляющиеся в умонастроении личности, в межличностных отношениях и взаимодействиях с другими людьми
(137.-C.344).
В 1950-60-е гг.
в трудах В.Н.
Мясищева, А.Г.
Ковалёва, Б.Г.
Ананьева формирование мировоззрения личности рассматривается взаимосвязано с процессами становления её характера, а сами «отношения личности» и «генезис характерообразования» выступают идентичными категориями.
Б.Г.Ананьев считает, что характер человека представляет собой «систему свойств личности, её субъективных отношений к обществу, другим людям, деятель


[стр.,38]

38 ности, самой себе, постоянно реализующихся в общественном поведении и закреплённых в её образе жизни» (7.—С.312).
Развитие интеллектуальных и коммуникативных умений и навыков, мотивационных и эмоционально-волевых свойств и черт личности определяется психологами в качестве неотъемлемого условия её мировоззренческого самоопределения.
Оно происходит в процессе деятельности познавательной, коммуникативной, профессиональной и др.
При этом особо подчёркиваются качества самоотношения и развитого самосознания личности, её рефлексивные свойства, выявляющие характер мировоззренческих представлений человека о себе и своём месте в мире.
Данные качества и свойства, по Б.Г.
Ананьеву, наиболее глубоко связаны с
целями жизни и деятельности личности, её ценностными ориентациями и установками, выполняют функцию саморегуляции и самоконтроля, обеспечивают целостность и непрерывность персонального саморазвития (7.-С.314).
Осмысливая процесс становления личности как конкретно-исторический, высвечивающий мировоззренческую сущность личности как представителя и «современницы определённой эпохи и жизни народа», Б.Г.
Ананьев выделяет социально направленные функции и качества в составе персонального мировоззрения.
В частности, социальная активность личности проявляется как в преобразовательной деятельности человека, разворачивающейся в плане организации, так и путём налаживания и улучшения социальных взаимодействий между людьми на культурно-ценностной и социально нравственной основе.
Вместе с тем, социальная активность характеризует способность человека к «образованию собственной среды развития», опосредующей культурные, профессиональные и творческие связи личности (7.-0.155,161).
Мировоззренческая проблематика отчётливо выступает в концепциях учёных, посвятивших в эти же годы свои труды разработке проблем психологии смысла (А.Н.
Леонтьев, В.
Франкл).
Так, видным советским учёным А.Н.
Леонтьевым доказано, что наличие смысла в составе мировоззрения

[Back]