целями жизни и деятельности личности, её ценностными ориентациями и установками, выполняют функцию саморегуляции и самоконтроля, обеспечивают целостность и непрерывность саморазвития [9]. Мировоззренческая проблематика отчётливо выступает в концепциях учёных, посвятивших в эти же годы свои труды разработке проблем психологии смысла (А.Н. Леонтьев). Так В. Франклом доказано, что наличие смысла в составе мировоззрения личности как раз и обусловливает «пристрастность» человеческого сознания’к внешнему и своему внутреннему миру и потому выступает смыслообразующим звеном между целями человеческой жизнедеятельности и их мотивами [160]. При этом важнейшими»показателями сформированной'мировоззренчески смысловой сферы личности является, во-первых, преобразование человеческих потребностей за счёт их смещения с целей потребления на духовно и творчески созидательные цели. Во-вторых, это осознание и переосмысление человеком мотивов деятельности с точки зрения их общественной значимости, профессионально-этической и социально-нравственной состоятельности: Проблемы формирования мировоззренческой направленности личности интенсивно разрабатываются в отечественной психологии в 1960-70-е гг. Психологами выделяются когнитивный и мотивационный, моральнонравственный, духовно-творческий аспекты данного процесса [63, 64]. Содержание «внутренних инстанций»-мировоззрения личности её знаний и убеждений, идеалов и принципов, рассматривается неотделимо от задач преобразования их в «активную действенную силу», то есть в соответствующие мотивы, установки поведенияи далее в социально осмысленные нормы деятельности человека. В этот же период в отечественной психологической науке исследуется мировоззренческая позиция личности [4, 64]. Она понимается как система мировоззренческих отношений человека, обобщённых на основе его ведущих жизненных ценностей, духовных смыслов и мировоззренческих принципов, которая реализуется в условиях общественной и профессиональной 21 |
38 ности, самой себе, постоянно реализующихся в общественном поведении и закреплённых в её образе жизни» (7.—С.312). Развитие интеллектуальных и коммуникативных умений и навыков, мотивационных и эмоционально-волевых свойств и черт личности определяется психологами в качестве неотъемлемого условия её мировоззренческого самоопределения. Оно происходит в процессе деятельности познавательной, коммуникативной, профессиональной и др. При этом особо подчёркиваются качества самоотношения и развитого самосознания личности, её рефлексивные свойства, выявляющие характер мировоззренческих представлений человека о себе и своём месте в мире. Данные качества и свойства, по Б.Г. Ананьеву, наиболее глубоко связаны с целями жизни и деятельности личности, её ценностными ориентациями и установками, выполняют функцию саморегуляции и самоконтроля, обеспечивают целостность и непрерывность персонального саморазвития (7.-С.314). Осмысливая процесс становления личности как конкретно-исторический, высвечивающий мировоззренческую сущность личности как представителя и «современницы определённой эпохи и жизни народа», Б.Г. Ананьев выделяет социально направленные функции и качества в составе персонального мировоззрения. В частности, социальная активность личности проявляется как в преобразовательной деятельности человека, разворачивающейся в плане организации, так и путём налаживания и улучшения социальных взаимодействий между людьми на культурно-ценностной и социально нравственной основе. Вместе с тем, социальная активность характеризует способность человека к «образованию собственной среды развития», опосредующей культурные, профессиональные и творческие связи личности (7.-0.155,161). Мировоззренческая проблематика отчётливо выступает в концепциях учёных, посвятивших в эти же годы свои труды разработке проблем психологии смысла (А.Н. Леонтьев, В. Франкл). Так, видным советским учёным А.Н. Леонтьевым доказано, что наличие смысла в составе мировоззрения 39 ЛИЧНОСТИ как раз и обусловливает «пристрастность» человеческого сознания к внешнему и своему внутреннему миру и потому выступает смыслообразующим звеном между целями человеческой жизнедеятельности и их мотивами (103.-C.153). Образование мировоззренческих смыслов у личности происходит, с точки зрения А.Н. Леонтьева, как процесс осмысливания и переоценки человеком важнейших составляющих его жизнедеятельности в плоскостях времени и жизненного пространства становления личности в обществе. В частности, для понимания настоящего и построения предвидимого будущего человеку необходимо осознание событий прошлого в их мировоззренческиценностном значении. Это обусловливает и направленность отношений с другими людьми, мотивы профессионального и социального самоопределения, потребность в нравственном совершенствовании и др. При этом важнейшими показателями сформированности мировоззренчески-смысловой сферы личности является, во-первых, преобразование человеческих потребностей за счёт их смещения с целей потребления на духовно и творчески созидательные цели. Во-вторых, это осознание и переосмысление человеком мотивов деятельности с точки зрения их общественной значимости, профессионально-этической и социально-нравственной состоятельности. В данных проявлениях личности, показывают исследования немецкого психолога В. Франкла, высвечивается, с одной стороны, трансцендентальный аспект персонального мировоззрения. Он характеризует степень обращённости личности к самой себе — в сферу высокой духовности и нравственного самосовершенствования, в поисках мировоззренческой сущности персональных смыслов и ценностей. С другой стороны, — мировоззрению присущ интенциональный аспект, обусловливающий степень открытости и содержание направленности человека к миру, природе, обществу, людям (205.-С.77, 120). Проблемы формирования мировоззренческой направленности личности интенсивно разрабатываются в отечественной психологии в 1960-70-е гг. 40 Психологами выделяются когнитивный и мотивационный (Божович Л.И.), морально-нравственный (И.С. Кон, В.П, Левкович), духовно-творческий (Тарасов Г.С.) аспекты данного процесса. Содержание «внутренних инстанций» мировоззрения личности её знаний и убеждений, идеалов и принципов, рассматривается неотделимо от задач преобразования их в «активную действенную силу», то есть в соответствующие мотивы, установки поведения и далее — в социально осмысленные нормы деятельности человека. Таким образом, условием формирования мировоззренческой направленности личности в учебном процессе определяется обеспечение интегративного развития интеллекта, эмоций и воли обучающихся. Практической основой при этом выступает организованная учебная деятельность. В ходе неё педагоги создают условия для духовного наполнения содержания потребностей, личностных смыслов и ценностных ориентации, формирования общественно-значимых мотивов и принципов деятельности. На этой базе вырабатывается персональная готовность обучающихся к действиям и поступкам на духовнои социально-ценностной основе мировоззрения. В этот же период в отечественной психологической науке исследуется мировоззренческая позиция личности (А.Н. Леонтьев, К.А. АбульхановаСлавская, И.С. Кон и др.). Она понимается как система мировоззренческих отношений человека, обобщённых на основе его ведущих жизненных ценностей, духовных смыслов и мировоззренческих принципов, которая реализуется в условиях общественной и профессиональной жизнедеятельности, творческого самовыражения и нравственного совершенствования личности (К.А. Абульханова-Славская). При этом одним из главных жизненных отношений в составе мировоззренческой позиции личности определяется ответственность, проявляющаяся в персональной потребности в собственном развитии и требовательности к себе, формировании установки на достижение поставленных целей и преодоление трудностей в деятельности, в формах саморегуляции личности (1.-С. |