жизнедеятельности, творческого самовыражения и нравственного совершенствования личности [4]. При этом одним из главных жизненных отношений в составе мировоззренческой позиции личности определяется ответственность, проявляющаяся в потребности в собственном развитии и требовательности к себе, формировании установки на достижение поставленных целей и преодоление трудностей в деятельности, в формах саморегуляции личности [4]. Именно потому для личности важно занять определённую мировоззренческую позицию для личности, то есть стать подлинным субъектом деятельности, способным осознавать и нести ответственность за свои действия и поступки в обществе. Важным условием формирования мировоззренческой позиции личности в учебном процессе является участие обучающихся в различных видах познавательной деятельности. В ней сконцентрировано множество возможностей для проявления мировоззренческой активности и интенсификации духовной жизни личности. Во-вторых, необходимо предоставить обучающимся проблемные познавательные ситуации, связанные с выявлением и анализом социально и профессионально значимых противоречий и затруднений [24, 79]. В результате у личности активизируется мышление, формируются рефлексивно-аналитические и обобщённо-ориентировочные способы познания, актуализируется поиск творческих, нестандартных решений профессионально и социально направленных задач. Тем самым переосмысливаются и преобразуются личностно-ценностные отношения обучающихся к деятельности в обществе, другим людям и себе. В 1970-80-х гг. социально-психологические проблемы мировоззренческого развития широко осмысливаются в контексте профессионального самоопределения человека в обществе [26, 65, 97, ]77]. Мировоззренческий аспект при этом выявляется в осознании личностью обусловленности целей профессионального становления социальными 22 |
40 Психологами выделяются когнитивный и мотивационный (Божович Л.И.), морально-нравственный (И.С. Кон, В.П, Левкович), духовно-творческий (Тарасов Г.С.) аспекты данного процесса. Содержание «внутренних инстанций» мировоззрения личности её знаний и убеждений, идеалов и принципов, рассматривается неотделимо от задач преобразования их в «активную действенную силу», то есть в соответствующие мотивы, установки поведения и далее — в социально осмысленные нормы деятельности человека. Таким образом, условием формирования мировоззренческой направленности личности в учебном процессе определяется обеспечение интегративного развития интеллекта, эмоций и воли обучающихся. Практической основой при этом выступает организованная учебная деятельность. В ходе неё педагоги создают условия для духовного наполнения содержания потребностей, личностных смыслов и ценностных ориентации, формирования общественно-значимых мотивов и принципов деятельности. На этой базе вырабатывается персональная готовность обучающихся к действиям и поступкам на духовнои социально-ценностной основе мировоззрения. В этот же период в отечественной психологической науке исследуется мировоззренческая позиция личности (А.Н. Леонтьев, К.А. АбульхановаСлавская, И.С. Кон и др.). Она понимается как система мировоззренческих отношений человека, обобщённых на основе его ведущих жизненных ценностей, духовных смыслов и мировоззренческих принципов, которая реализуется в условиях общественной и профессиональной жизнедеятельности, творческого самовыражения и нравственного совершенствования личности (К.А. Абульханова-Славская). При этом одним из главных жизненных отношений в составе мировоззренческой позиции личности определяется ответственность, проявляющаяся в персональной потребности в собственном развитии и требовательности к себе, формировании установки на достижение поставленных целей и преодоление трудностей в деятельности, в формах саморегуляции личности (1.-С. РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТЗЕПИ 41 БИБЛИОТЕКА 45, 122). Именно потому для личности важно занять определённую мировоззренческую позицию для личности, то есть стать подлинным субъектом деятельности, способным осознавать и нести ответственность за свои действия и поступки в обществе (105.-C.215). Важными условиями формирования мировоззренческой позиции личности в учебном процессе определяются, во-первых, участие обучающихся в различных видах познавательной деятельности. В ней сконцентрировано множество возможностей для проявления мировоззренческой активности и интенсификации духовной жизни личности (К.А. Абульханова-Славская). Во-вторых, — необходимо предоставить обучающимся проблемные познавательные ситуации, связанные с выявлением и анализом социально и профессионально значимых противоречий и затруднений (Л.Л. Бочкарёв, М.М. Кушнир, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов, П.Я. Гальперин, З.А. Решетова, Ю.Л. Полевой и др.). В результате у личности активизируется мышление, формируются рефлексивно-аналитические и обобщённо-ориентировочные способы познания, актуализируется поиск творческих, нестандартных решений профессионально и социально направленных задач. Тем самым переосмысливаются и преобразуются персональные ценностные отношения обучающихся к деятельности в обществе, другим людям и себе. В 1970-80-х гг. социально-психологические проблемы мировоззренческого развития широко осмысливаются в контексте профессионального самоопределения человека в обществе (А.А. Вербицкий, И.С. Кон, Е.А. Климов, Р.С. Немов, В.Д. Шадриков и др.). Мировоззренческий аспект при этом выявляется в осознании личностью обусловленности целей профессионального становления социальными требованиями к конкретной области профессиональной деятельности и функционалу задач её специалистов. Вместе с тем, необходимы персональные профессиональные интересы и творческие потребности, важен свободный выбор личности. |