требованиями к конкретной области профессиональной деятельности и функционалу задач её специалистов. Вместе с тем, необходимы профессиональные интересы и творческие потребности, важен свободный выбор личности. Таким образом, широкое социальное осмысление избранной профессии выступает условием образования1 социально-значимых профессиональных мотивов в составе мировоззренческой направленности личности. Их наличие стимулирует формирование эффективных способов* профессиональных действий специалиста в обществе, выработку индивидуального стиля деятельности и выступает способом согласования между индивидуальными устремлениями личности и конкретными реалиями профессиональной среды. В социально-психологических исследованиях 1980-90-х гг. происходит углубление* формирования мировоззрения'прежде всего за счёт обоснования интегративных характеристик личности в качестве критериев и показателей успешности мировоззренческого самоопределения человека в конкретном социуме. В числе таких характеристик определяются, в частности, интеллектуальная зрелость и социально-нравственная зрелость личности, наличие социо-культурной и этнокультурной идентификации [10, 61, 97]. Их развитие обусловливает и доказывает проявление высокого уровня мировоззренческой культуры личности. В эти же годы широко рассматриваютсяпсихологические проблемы мировоззренческого формирования личности в юношеском возрасте. В'работах И.С. Кона, в частности, доказано, что период юности особенно важен в плане становления'мировоззрения. Именно в это время созревают и его когнитивные, и его личностные предпосылки. Они актуализируются ситуацией выбора молодым человеком жизненного пути и выражаются в формировании важнейшей мировоззренчески-ориентировочной потребности личности осознания своей жизни как цельного процесса, который имеет «определённое направление, преемственность и смысл» [64]. Молодёжь, по мнению Г.М. Андреевой, является социальной группой, в которой отмечается 23 |
РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТЗЕПИ 41 БИБЛИОТЕКА 45, 122). Именно потому для личности важно занять определённую мировоззренческую позицию для личности, то есть стать подлинным субъектом деятельности, способным осознавать и нести ответственность за свои действия и поступки в обществе (105.-C.215). Важными условиями формирования мировоззренческой позиции личности в учебном процессе определяются, во-первых, участие обучающихся в различных видах познавательной деятельности. В ней сконцентрировано множество возможностей для проявления мировоззренческой активности и интенсификации духовной жизни личности (К.А. Абульханова-Славская). Во-вторых, — необходимо предоставить обучающимся проблемные познавательные ситуации, связанные с выявлением и анализом социально и профессионально значимых противоречий и затруднений (Л.Л. Бочкарёв, М.М. Кушнир, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов, П.Я. Гальперин, З.А. Решетова, Ю.Л. Полевой и др.). В результате у личности активизируется мышление, формируются рефлексивно-аналитические и обобщённо-ориентировочные способы познания, актуализируется поиск творческих, нестандартных решений профессионально и социально направленных задач. Тем самым переосмысливаются и преобразуются персональные ценностные отношения обучающихся к деятельности в обществе, другим людям и себе. В 1970-80-х гг. социально-психологические проблемы мировоззренческого развития широко осмысливаются в контексте профессионального самоопределения человека в обществе (А.А. Вербицкий, И.С. Кон, Е.А. Климов, Р.С. Немов, В.Д. Шадриков и др.). Мировоззренческий аспект при этом выявляется в осознании личностью обусловленности целей профессионального становления социальными требованиями к конкретной области профессиональной деятельности и функционалу задач её специалистов. Вместе с тем, необходимы персональные профессиональные интересы и творческие потребности, важен свободный выбор личности. 42 Таким образом, широкое социальное осмысление избранной профессии выступает условием образования социально-значимых профессиональных мотивов в составе мировоззренческой направленности личности. Их наличие стимулирует формирование эффективных способов профессиональных действий специалиста в обществе, выработку индивидуального стиля деятельности и выступает способом согласования между индивидуальными устремлениями личности и конкретными реалиями профессиональной среды. В социально-психологических исследованиях 1980-90-х гг. происходит углубление формирования мировоззрения прежде всего за счёт обоснования интегративных характеристик личности в качестве критериев и показателей успешности мировоззренческого самоопределения человека в конкретном социуме. В числе таких характеристик определяются, в частности, интеллектуальная зрелость (Е.А. Климов, Р.С. Немов) и социально-нравственная зрелость личности (И.С. Кон, А.О. Кошелева, В.П. Левкович), наличие социокультурной и этнокультурной идентификации (Г.М. Андреева, СВ. Лурье). Их развитие обусловливает и доказывает проявление высокого уровня персональной мировоззренческой культуры. В эти же годы широко рассматриваются психологические проблемы мировоззренческого формирования личности в юношеском возрасте. В работах И.С. Кона, в частности, доказано, что период юности особенно важен в плане становления персонального мировоззрения. Именно в это время созревают и его когнитивные, и его личностные предпосылки. Они актуализируются ситуацией выбора молодым человеком жизненного пути и выражаются в формировании важнейшей мировоззренчески-ориентировочной потребности личности — осознания своей жизни как цельного процесса, который имеет «определённое направление, преемственность и смысл» (88.-С.138-139). Молодёжь, по мнению Г.М. Андреевой, является социальной группой, в которой отмечается наибольшая, в сравнении с другими возрастными группами, по |