выделяются как ценностные и поведенческие компоненты, так и когнитивные, аффективные и волевые личностные качества [200,203]. Исходя из этого, важно рассматривать компетентность в процессе становления личностной мировоззренческой культуры как показатель сформированной готовности специалиста к социально и профессионально активной деятельности в обществе, ценностно осознанной и мировоззренчески осмысленной. Одновременно, она (компетентность) выступает в виде способности специалиста к эффективной организации этой деятельности на основе максимального раскрытия своих духовно-творческих потенций. В системе профессионального образования в 1970-80-е гг. мировоззренческое развитие личностирассматривается в контексте формирования профессиональной компетентности специалистов, их подготовки как резерва интеллигенции общества [11, 105]. Мировоззренчески важными качествами личности специалиста в исследованиях выделяют: убеждённость в общественной, значимости профессиональной деятельности, умение видеть перспективы развития в избранной профессиональной области: Применительно к личности специалиста гуманитарного профиля* потребность в совместной с воспитанниками творческой деятельности и умение достичь её позитивных результатов. Для этого специалисту важны глубокие теоретические познания, аналитические и проективные умения* практические профессиональные навыки. В конце 1990-х гг. XX в. мировоззренческое развитие личности в системе образования осмысливается учёными-педагогами в контексте новой образовательной парадигмы личностно ориентированного обучения, сменяющей прежнюю парадигму информационно-передающего обучения. С точки зрения М.Е. Кузнецова, личностно-ориентированная парадигма образования есть «личностно созидающая, культуротворческая, гуманистическая» его основа. При ней педагог стремится превращать знания не просто в «усвоенную информацию», а в «глубоко личный духовный багаж человека, обеспечивающий главное самореализацию личности» [67]. 27 |
46 мируется в зависимости от содержания социальных и гражданских представлений человека, от характера восприятия им реальной жизненной ситуации и индивидуального выбора своих занятий и способов действий в них. В составе компетентности личности выделяются как ценностные и поведенческие компоненты, так и когнитивные, аффективные и волевые личностные качества. Исходя из этого, важно рассматривать компетентность в процессе становления персональной мировоззренческой культуры как показатель сформированной готовности специалиста к социально и профессионально активной деятельности в обществе, ценностно осознанной и мировоззренчески осмысленной. Одновременно, она (компетентность) выступает в виде способности специалиста к эффективной организации этой деятельности на основе максимального раскрытия своих духовно-творческих потенций. В 1990-е гг. психологические проблемы мировоззренческого развития рассматриваются российскими учёными в аспектах культурного становления личности в конкретной культуре общества (В.П. Зинченко, Е.И. Исаев, Е.Б. Моргунов, В.И. Слободчиков и др.). Анализируя содержание и структуру мировоззрения взаимосвязано с феноменом «субъективности», выявляющим сущность внутреннего мира человека, психологи Е.И. Исаев и В.И. Слободчиков в качестве ведущих условий персонального мировоззренческого саморазвития выделяют формирование рефлексивного сознания личности, её культурное самостроительство и духовное совершенствование. Появление развитой мировоззренческой рефлексии открывает человеку «иное измерение мира» за счёт активизации внутренней духовной жизни личности, становится «центром управления» её состояниями и влечениями, формирования воли, а значит и свободы ответственного выбора. Культурное саморазвитие личности выступает условием мировоззренчески целостного гносеологического, эмоционально-ценностного, действенно-активного освоения человеком «самого содержания общественной жизни, отражённого в системе духовных ценностей и идеальных эталонов. 52 окружающего мира (Э.И. Моносзон). Это формирует аналитико-синтетические умения и обусловливает способность обучающихся к абстрагированию и обобщению знаний, реализует теоретические основы мировоззрения личности в её познавательной и практической деятельности. Переплавление знаний в убеждения рассматривается как основное условие и сам социально-психологический механизм формирования мировоззренческих взглядов, идеалов и жизненных принципов личности. Убеждения представляют собой органический сплав знаний, оценок, эмоций и волеустремлений личности ( М.А. Селезнёв) и выступают в качестве идеальной побудительной силы активной человеческой деятельности ( Ю.М. Смоленцев). В системе профессионального образования в 1970-80-е гг. мировоззренческое развитие личности рассматривается в контексте формирования профессиональной компетентности специалистов (Ф.Г. Арзаманов, А.В, Малинковская, Ю.Н. Pare, В.А. Сластёнин, Э.С.Ткач), их подготовки как резерва интеллигенции общества (В.Т. Лисовский и др.). Мировоззренчески важными качествами личности специалиста в исследованиях выделяют: убеждённость в общественной значимости профессиональной деятельности, умение видеть перспективы персонального развития в избранной профессиональной области. Применительно к личности специалиста гуманитарного профиля — потребность в совместной с воспитанниками творческой деятельности и умение достичь её позитивных результатов. Для этого специалисту важны глубокие теоретические познания, аналитические и проективные умения, практические профессиональные навыки. Среди условий формирования мировоззренческих качеств личности в период вузовской подготовки обосновываются как активизация общественной и профессиональной направленности деятельности студентов, так и специальная система организации учебной практики (А.Д. Алексеев, С.С. Балашова, Е.И. Макуренкова, Н.С.Фишганг-Фин, Л.А. Хомич, Л.К. Ярославцева). 53 В конце 1990-х гг. XX в. мировоззренческое развитие личности в системе образования осмысливается учёными-педагогами в контексте новой образовательной парадигмы — личностно ориентированного обучения, сменяющей прежнюю парадигму информационно-передающего обучения. С точки зрения М.Е. Кузнецова, личностно ориентированная парадигма образования есть «личностно созидающая, культуротворческая, гуманистическая» его основа. При ней педагог стремится превращать знания не просто в «усвоенную информацию», а в «глубоко личный духовный багаж человека, обеспечивающий главное самореализацию личности» (84.-C.60). В системе профессионального образования пути творческой самореализации специалиста гуманитарного профиля рассматривают взаимосвязано с формированием готовности личности к социально-активной и гражданственно направленной деятельности с людьми в образовательной сфере общества (В.А. Генкина, Р.А. Дормидонтов А.О. Кошелева, Л.А. Ядвиршис). В исследованиях, рассматривающих процесс становления личности в системе профессиональной подготовки специалистов социокультурной сферы (С.П.Исенко, А.С.Каргин, Н.А.1Спименко, Э.А.Финогеева, Л.Я.Таёжная), акцентируется анализ социокультурного функционирования данных специалистов в их профессиональной деятельности. В частности, Э.А.Финогеева выделяет общесоциальные, социальнопрофессиональные и социально-воспитательные функции деятельности работников сферы культуры. Их осуществление напрямую связывается с решением важнейших задач общественного развития, среди которых особо выступают сохранение и развитие, обогащение и очищение, распространение и защита российской культуры (200.-С.20-21). Следовательно, выполнение социокультурных функций есть неотъемлемая грань гуманистического мировоззренческого самоопределения и становления персональной культуры специалистов, нацеленных на деятельность именно в гуманитарной сфере российского общества. |