В системе профессионального образования пути творческой самореализации специалиста гуманитарного профиля рассматривают взаимосвязано с формированием готовности личности к социально-активной и гражданственно направленной деятельности с людьми в образовательной сфере общества [31, 90]. 1 В исследованиях, рассматривающих процесс становления личности в системе профессиональной подготовки специалистов социокультурной сферы, акцентируется анализ социокультурного функционирования данных специалистов в их профессиональной деятельности [112, 129, 135]. Педагогические проблемы мировоззренческого развития личности специально рассматриваются в условиях технологической организации учебнопознавательной деятельности: с позиций культуроцентрических, гуманистических, аксиологических, педагогических концепций и подходов [23-, 76]. С точки зрения Н.Ф. Масловой, педагогический аспект мировоззренческого развития личности в системе профессионального образования высвечивается в способности будущих специалистов к личностному мировоззренческому саморазвитию в процессе обучения в ссузе. Важнейшими условиями при этом являются, во-первых, активизация личной позиции в плане самопознания и самопреобразования личности. Во-вторых, развитие адекватной самооценки способностей в единстве с осознанностью требований к деятельности. Это пробуждает потребность будущих специалистов в духовном самосовершенствовании и стимулирует творческую самоотдачу в их мировоззренческом самоопределении [77]. В итоге проведённого сравнительно-сопоставительного анализа социально-философских, культурологических и психолого-педагогических источников, можно видеть, что проявлениями мировоззренческой культуры личности студента в индивидуальной жизнедеятельности личности должны выступать следующие параметры. Во-первых, научный и действеннопрактический характер миропонимания человека. Во-вторых, 28 |
53 В конце 1990-х гг. XX в. мировоззренческое развитие личности в системе образования осмысливается учёными-педагогами в контексте новой образовательной парадигмы — личностно ориентированного обучения, сменяющей прежнюю парадигму информационно-передающего обучения. С точки зрения М.Е. Кузнецова, личностно ориентированная парадигма образования есть «личностно созидающая, культуротворческая, гуманистическая» его основа. При ней педагог стремится превращать знания не просто в «усвоенную информацию», а в «глубоко личный духовный багаж человека, обеспечивающий главное самореализацию личности» (84.-C.60). В системе профессионального образования пути творческой самореализации специалиста гуманитарного профиля рассматривают взаимосвязано с формированием готовности личности к социально-активной и гражданственно направленной деятельности с людьми в образовательной сфере общества (В.А. Генкина, Р.А. Дормидонтов А.О. Кошелева, Л.А. Ядвиршис). В исследованиях, рассматривающих процесс становления личности в системе профессиональной подготовки специалистов социокультурной сферы (С.П.Исенко, А.С.Каргин, Н.А.1Спименко, Э.А.Финогеева, Л.Я.Таёжная), акцентируется анализ социокультурного функционирования данных специалистов в их профессиональной деятельности. В частности, Э.А.Финогеева выделяет общесоциальные, социальнопрофессиональные и социально-воспитательные функции деятельности работников сферы культуры. Их осуществление напрямую связывается с решением важнейших задач общественного развития, среди которых особо выступают сохранение и развитие, обогащение и очищение, распространение и защита российской культуры (200.-С.20-21). Следовательно, выполнение социокультурных функций есть неотъемлемая грань гуманистического мировоззренческого самоопределения и становления персональной культуры специалистов, нацеленных на деятельность именно в гуманитарной сфере российского общества. 54 В числе условий формирования социокультурной готовности у будущих специалистов, понимаемой как готовность служить своим культуре, обществу и народу в процессе предстоящей профессиональной деятельности, выделяются следующие. Активное участие студентов в различных формах культурно-просветительной, пропагандистской и социально-воспитательной работы как в период обучения в вузе, так и в процессе прохождения практики на базе учреждений социокультурной сферы (Э.А.Финогеева). Осознание студентами роли и места народной культуры в сегодняшней жизни общества в качестве фактора социализации личности (Н.А. Ютименко), убеждённость в необходимости сохранения традиций народного художественного творчества в виде национально-культурного достояния, компетентное владение научной методикой его изучения и сбережения в современных условиях (А.С.Каргин). В эти же годы педагогические проблемы мировоззренческого развития личности специально рассматриваются в условиях технологической организации учебно-познавательной деятельности: с позиций культуро-центрических (Е.В.Бондаревская, О.В.Заславская, С.В.Кульневич, Н.Ф.Маслова), гуманистически-аксиологических (Н.Д.Никандров, В.А.Сластёнин, Н.А Асташова, А.Я.Боев, В.А.Котельников), акмеолого-педагогических (А.А.Деркач, П.Н.Кудельников, Н.Ф.Маслова, Е.А.Суслова и др.) концепций и подходов С точки зрения Н.Ф. Масловой, акмеологический аспект мировоззренческого развития личности в системе профессионального образования высвечивается в способности будущих специалистов к персональному мировоззренческому саморазвитию в процессе обучения в вузе. Важнейшими акмеологическими условиями при этом являются, во-первых, активизация персональной позиции в плане самопознания и самопреобразования личности. Во-вторых, развитие адекватной самооценки способностей в единстве с осознанностью требований к деятельности. Это пробуждает потребность будущих специалистов в духовном самосовершенствовании и стимулирует творческую самоотдачу в их мировоззренческом самоопределении (116.-C.106). 57 предоставление возможности обучающимся проявить мировоззренческие убеждения и принципы в реальных ситуациях по творческому самоутверждению ценностей культуры, что обеспечивает рост личной ответственности и саморегуляции культурно осмысленного поведения будущих специалистов. В итоге проведённого сравнительно-сопоставительного анализа социально-философских, культурологических и психолого-педагогических источников, можно видеть, что проявлениями МКЛ в индивидуальной жизнедеятельности личности должны выступать следующие параметры. Во-первых, научный и действенно-практический характер миропонимания человека. Вовторых, МКЛ предполагает персональную ценностную ориентацию личности на социокультурные нормы общества и духовно-патриотические идеалы народа. Этим определяется её социально-нравственное мироосмысление, позитивное мировосприятие и гармоничное мироощущение в окружающей действительности. В-третьих, развитие МКЛ требует интеграции мировоззренческих свойств и качеств, выявляющих социальную направленность и нравственную основу поведения личности, творческую активность в профессиональной деятельности и гражданскую позицию человека в социуме. Вместе с тем, можно полагать, что персональная МКЛ выявляет содержание миропреобразовательной деятельности специалиста в обществе. В частности, у специалиста гуманитарного профиля МКЛ обусловливает практическую готовность к компетентно выстроенной профессиональной деятельности, гуманистически направленной на культурный диалог во взаимодействиях с людьми и организацию межкультурного диалога, на поддержание национальной самоидентификации и преемственности нравственных традиций. Исходя из данных предположительных выводов, далее в своём исследовании обратимся к эмпирическому уточнению представленности феномена МКЛ у специалистов гуманитарного профиля. Для этого проанализируем содержание проявлений персональной МКЛ у студентов разных вузов. |