мировоззренческая культура личности студента предполагает ценностную ориентацию личности на социокультурные нормы общества и духовнопатриотические идеалы народа. Этим определяется её социально-нравственное мироосмысление, позитивное мировосприятие и гармоничное мироощущение в окружающей действительности. В-третьих, развитие мировоззренческой культуры личности студента.требует интеграции мировоззренческих свойств и качеств, выявляющих социальную направленность и нравственную основу поведения личности, творческую активность в профессиональной деятельности и гражданскую позицию человека в социуме. Вместе с тем, можно полагать, что мировоззренческая культура личности студента выявляет содержание миропреобразовательной деятельности специалиста в обществе. В частности, у специалиста гуманитарного профиля мировоззренческая культура личности обусловливает практическую готовность к компетентно выстроенной профессиональной деятельности, гуманистически направленной на культурный диалог во взаимодействиях слюдьми и организацию межкультурного диалога, на поддержание национальной самоидентификации и преемственности нравственных традиций. В кризисных условиях, как справедливо утверждают учёные, особенно возрастает потребность личности в сохранении образа себя и обретении социальной идентичности, в поддержании своей стойкости и уверенности в собственных силах при выборе стратегий совладания с жизненными трудностями. Неслучайно в этой связи категория мировоззренческой культуры личности рассматривается в философских источниках с позиций практической значимости её становления [52, 69]. Как отмечает В.П. Иванов, человек обрёл свои важнейшие мировоззренческие ориентации, на основании которых складывается его социально-гражданский, социально-ориентированный и культурно-личностный облик [52]. Вместе с тем, в отечественных и зарубежных социально-философских подходах, анализирующих современное состояние системы профессионального образования и подготовки специалистов, доказано следующее. Становление 29 |
32 В кризисных условиях, как справедливо утверждают учёные, особенно возрастает потребность личности в сохранении образа себя и обретении социальной идентичности, в поддержании своей стойкости и уверенности в собственных силах при выборе стратегий совладания с жизненными трудностями (134.-С.102-112). Неслучайно в этой связи категория мировоззренческой культуры личности рассматривается в философских источниках (Иванов В.П., Быстрицкий Е.К., Тарасенко И.Ф., Козловский В.П., 1986) с позиций практической значимости её становления. Задача формирования действительной мировоззренческой культуры состоит не только в том, чтобы, по словам Е.К. Быстрицкого, человек глубже вникнул в актуальные вопросы своего бытия в мире сегодня (125.-C.175), но и чтобы, как отмечает В.П. Иванов, человек обрёл свои важнейшие мировоззренческие ориентации, на основании которых складывается его социально-гражданский и культурноличностный облик (68.-C.10). Вместе с тем, в отечественных и зарубежных социально-философских подходах (Н.П. Депенчук, Н.Н. Киселёв, 1983, Н.С. Коноплёв, 1988, Н.Н. Моисеев, 1990, W.H. McNeill, 1998, S.M. Chatami, 1998, Ф.Т. Михайлов, 2000), анализируюш;их современное состояние системы профессионального образования и подготовки специалистов, доказано следующее. Становление естественно-научного мировоззрения человека-профессионала происходит на основе формирования у личности прежде всего естественно-научной картины мира и способов его освоения на уровне современного научного знания. Однако, с точки зрения Ф.Т. Михайлова, в современных условиях всё более актуализируются тенденции кооперации и глобализации наукои культуроёмких технологий как неотъемлемой составляющей социокультурного прогресса. Данные тенденции аппелируют к возрождению смыслового компонента научного поиска и формированию способности специалиста к креативной этике, иначе — нравственно-этической оценке разрабатываемых им научных идей (127.-C.13). 57 предоставление возможности обучающимся проявить мировоззренческие убеждения и принципы в реальных ситуациях по творческому самоутверждению ценностей культуры, что обеспечивает рост личной ответственности и саморегуляции культурно осмысленного поведения будущих специалистов. В итоге проведённого сравнительно-сопоставительного анализа социально-философских, культурологических и психолого-педагогических источников, можно видеть, что проявлениями МКЛ в индивидуальной жизнедеятельности личности должны выступать следующие параметры. Во-первых, научный и действенно-практический характер миропонимания человека. Вовторых, МКЛ предполагает персональную ценностную ориентацию личности на социокультурные нормы общества и духовно-патриотические идеалы народа. Этим определяется её социально-нравственное мироосмысление, позитивное мировосприятие и гармоничное мироощущение в окружающей действительности. В-третьих, развитие МКЛ требует интеграции мировоззренческих свойств и качеств, выявляющих социальную направленность и нравственную основу поведения личности, творческую активность в профессиональной деятельности и гражданскую позицию человека в социуме. Вместе с тем, можно полагать, что персональная МКЛ выявляет содержание миропреобразовательной деятельности специалиста в обществе. В частности, у специалиста гуманитарного профиля МКЛ обусловливает практическую готовность к компетентно выстроенной профессиональной деятельности, гуманистически направленной на культурный диалог во взаимодействиях с людьми и организацию межкультурного диалога, на поддержание национальной самоидентификации и преемственности нравственных традиций. Исходя из данных предположительных выводов, далее в своём исследовании обратимся к эмпирическому уточнению представленности феномена МКЛ у специалистов гуманитарного профиля. Для этого проанализируем содержание проявлений персональной МКЛ у студентов разных вузов. 89 циокультурной среде и самом себе; система ценностей и ценностных ориентации личности в реальной действительности; система мировоззренческих отношений (установок и смыслов, взглядов, убеждений и идеалов, принципов и позиций) личности к миру, профессии, другим людям и самой себе; система поведения и деятельности человека в окружающем мире. Данное содержание интегративно выявляется и закрепляется в системе мировоззренческих качеств личности когнитивных, эмоционально-волевых, моральнонравственных, социально-коммуникативных и продуктивно-деятельностных. Вместе с этим, на основании сопоставительного анализа разных источников, установлено, что персональная МКЛ характеризует специалистапрофессионала в плане его практической готовности к компетентно выстроенной профессиональной деятельности и социальным взаимодействиям в обществе, организуемых с духовно и нравственно зрелых позиций, на основе гибкой самореализации творческих способностей личности. Эмпирические данные подтвердили теоретически выделенные критерии и социально-психологические показатели реального проявления феномена МКЛ в процессе профессионального обучения специалистов в вузе. При этом ведущими параметрами, выявляющими уровень МКЛ в индивидуальной жизнедеятельности личности выступают, во-первых, — научный и действенно-практический характер знаний и представлений человека о мире и обществе, других людях и самом себе (когнитивный критерий). Во-вторых, — персональная мировоззренческая ориентация на социокультурные нормы и духовно-патриотические идеалы культуры общества, определяющая совокупность ценностных отношений человека к окружающей действительности, профессиональной деятельности, стратегиям собственной жизни (мотивационно-смысловой и эмоционально-ценностный критерии). В-третьих, — интеграция мировоззренческих свойств и качеств, выявляющих социальную направленность и гражданскую позицию личности, нравственную основу пове |