естественнонаучного мировоззрения человека-профессионала происходит на основе формирования у личности, прежде ,всего естественнонаучной картины мира и способов его освоения на уровне современного научного знания [31, .90, 148,201]. Практическая реализация этих задач в процессе профессионального обучения возможна, как. показывают исследования W.H. McNeill; на основе интеграции естественнонаучного и 1уманитарного знания, в познавательнопрофессиональной практике подготовки, современных специалистов, па основе единства в развитии; их интеллекта и духовности как важнейших мировоззренческих принципов мышления и профессионального груда человека будущего [201ф В этой связи педагогически важны гуманистические положения, содержащие направления духовного итворческого самосовершенствования личности в процессе мировоззренческогосамоопределения специалиста, в обществе. Для.этого требуется выработка нравственно осмысленного отношения личности: к. выбору своей1 деятельности и гуманистическое формирование личностной.ответственности за неё [32, 90]. Такимобразом, из проведённого анализа видно, что критерием подлинной духовности человека выступает мировоззренческая-направленность личности на осознанное формирование у себя'духовно-нравственных качеств и свойств на основе личностной композиции социально-ценностных отношений. Их претворение в реальных условиях.жизнедеятельности в окружающем мире происходит как в профессиональною сфере и. практике воспитания молодых поколений, так икультурно-досуговой; и. социально-активной деятельности человека;. Именно’ потому гуманистическая^ цель мировоззренческого воспитания специалиста в системе профессионального образования; представляется. не только формированием; свободного и творческогосубъекта^ способного не потеряться в новых общественно-экономических условиях. Оно есть, прежде всего, личностное становление специалиста как гражданина, и труженика3 0 |
32 В кризисных условиях, как справедливо утверждают учёные, особенно возрастает потребность личности в сохранении образа себя и обретении социальной идентичности, в поддержании своей стойкости и уверенности в собственных силах при выборе стратегий совладания с жизненными трудностями (134.-С.102-112). Неслучайно в этой связи категория мировоззренческой культуры личности рассматривается в философских источниках (Иванов В.П., Быстрицкий Е.К., Тарасенко И.Ф., Козловский В.П., 1986) с позиций практической значимости её становления. Задача формирования действительной мировоззренческой культуры состоит не только в том, чтобы, по словам Е.К. Быстрицкого, человек глубже вникнул в актуальные вопросы своего бытия в мире сегодня (125.-C.175), но и чтобы, как отмечает В.П. Иванов, человек обрёл свои важнейшие мировоззренческие ориентации, на основании которых складывается его социально-гражданский и культурноличностный облик (68.-C.10). Вместе с тем, в отечественных и зарубежных социально-философских подходах (Н.П. Депенчук, Н.Н. Киселёв, 1983, Н.С. Коноплёв, 1988, Н.Н. Моисеев, 1990, W.H. McNeill, 1998, S.M. Chatami, 1998, Ф.Т. Михайлов, 2000), анализируюш;их современное состояние системы профессионального образования и подготовки специалистов, доказано следующее. Становление естественно-научного мировоззрения человека-профессионала происходит на основе формирования у личности прежде всего естественно-научной картины мира и способов его освоения на уровне современного научного знания. Однако, с точки зрения Ф.Т. Михайлова, в современных условиях всё более актуализируются тенденции кооперации и глобализации наукои культуроёмких технологий как неотъемлемой составляющей социокультурного прогресса. Данные тенденции аппелируют к возрождению смыслового компонента научного поиска и формированию способности специалиста к креативной этике, иначе — нравственно-этической оценке разрабатываемых им научных идей (127.-C.13). 33 Практическая реализация этих задач в процессе профессионального обучения возможна, как показывают исследования W.H. McNeill, на основе интеграции естественно-научного и гуманитарного знания в познавательнопрофессиональной практике подготовки современных специалистов, на основе единства в развитии их интеллекта и духовности как важнейших мировоззренческих принципов мышления и профессионального труда человека будущего ( 233 ). В этой связи педагогически важны гуманистические положения, обоснованные в зарубежных (А. Печчеи, 1980, Э.Фромм, 1986, П.Кууси, 1988, К. Войтыла, 1991, А. Швейцер, 1992, К. Лоренц, 1992) и отечественных (Р.Г, Апресян, А.А. Гусейнов, 1998) этико-философских концепциях, содержащие направления духовного и творческого самосовершенствования личности в процессе мировоззренческого самоопределения специалиста в обществе. Для этого требуется выработка нравственно осмысленного отношения личности к выбору своей деятельности и гуманистическое формирование персональной ответственности за неё (А.Швейцер). Необходимым представляется воспитание гуманистических ориентации личности как системы отношений человека в социосфере и формирование у него «социального характера», стержнем которого выступает мировоззренческая направленность личности на поддержание социальной стабильности (Э.Фромм). Мировоззренчески важным является «революционное преобразование» качеств личности, происходящее в процессах самовоспитания и самообразования, направляемое духовными потребностями личности, реализующее и совершенствующее её наличные способности (А. Печчеи). Таким образом, из проведённого анализа видно, что критерием подлинной духовности человека выступает мировоззренческая направленность личности на осознанное формирование у себя духовно-нравственных качеств и свойств. Их претворение в реальных условиях жизнедеятельности в окружающем мире происходит как в профессиональной сфере и практике воспи 34 тания молодых поколений, так и культурно-досуговои и социально-активной деятельности человека. Именно потому гуманистическая цель мировоззренческого воспитания специалиста в системе профессионального образования представляется не только формированием свободного и творческого субъекта, способного не потеряться в новых общественно-экономических условиях. Оно есть, прежде всего, личностное становление специалиста как гражданина и труженикасозидателя, наделённого не только трудолюбием и добросовестностью, но и — в традициях русской культуры, милосердием и благородством дущи. В плане определения факторов мировоззренческого развития личности в системе профессионального образования специалистов гуманитарного профиля нам представляются плодотворными ряд идей, обоснованных в отечественном и зарубежном эстетическом знании (М.С. Каган, 1987, Ю.А. Борев, 1997, G. Steiner, 1998, О.А. Кривцун, 1998). Вслед за данными учёными мы считаем, что роль искусства особо возрастает в переломные моменты существования человека и социума. Она связана с важнейшей функцией искусства — выступать в качестве фактора, гармонизирующего самосознание в культуре общества, быть интегратором в гуманистическом познании личностью универсальных законов человеческого бытия. В силу этого искусство является существенным фактором как формирования целостного и гармоничного образа мира в мировоззренческом сознании личности, так и пробуждения и соверщенствования индивидуальных духовных сил человека в самовоспитании его нравственных качеств. При этом, как следует из отечественной и зарубежной культурологической литературы (В.В. Юрчук, 1999, А.В. Юдин, 1999, J.R. Mahalic, R.L.Worthington, S. Crump, 1999), в системе духовной культуры общества важное место принадлежит народному искусству и творчеству. Они пополняют коллективный духовно-культурный опыт нации и образуют фундаментальный компонент каждой национальной культуры, её духовный инвариант |