созидателя, наделённого не толькотрудолюбием и добросовестностью, но и в традициях-национальной культуры, милосердием и благородством-души. В-'плане определения факторов мировоззренческого развития личности, в. системе-профессионального образования специалистов гуманитарного профиля нам представляются плодотворными-ряд: идей,, обоснованных в.отечественном: и зарубежном эстетическомднании; Основываясь на результатах исследовании M.G. Кагана, мы считаем, что роль искусства: особо возрастает в переломные моменты существования: человека исоциума. Она. связана с важнейшей функцией искусства, выступать в; качестве фактора, гармонизирующего, самосознание в культуре: общества, быть интегратором в гуманистическом познании личностью' универсальных законов человеческогобытия. В силу этого искусство является существенным фактором как. формированияцелостного и гармоничного образа мира, в мировоззренческомсознании личности, так и пробуждения,^совершенствования-индивидуальных духовных сил человека в самовоспитании его-нравственных качеств [57]. При этом; какследует из культурологической литературы, в системе духовной:культуры общества важное место принадлежит народному искусству и творчеству[2, 8, 28, 97, 136]; Они. пополняют коллективный духовнокультурный опыт нациии образуют, фундаментальный: компонент каждой национальной культуры, её духовный инвариант этносоциокультурный архетип. Этносоциокультурный архетип выступает базой: социокультурной эволюции общества в процессе исторического пути его развития и фактором, обеспечивающим духовную преемственность поколении; Исходя из этого, специфику мировоззрения-: и художественно-эстетического творчества народа следует считать особо педагогически, важными, так как мировоззренческая ориентация духовного мира современныхмолодых людей на традиционные гуманистические ценности и идеалы своего народа может составить основу для успешной национально-культурной и социокультурной идентификации личности [29]. 3 1 |
34 тания молодых поколений, так и культурно-досуговои и социально-активной деятельности человека. Именно потому гуманистическая цель мировоззренческого воспитания специалиста в системе профессионального образования представляется не только формированием свободного и творческого субъекта, способного не потеряться в новых общественно-экономических условиях. Оно есть, прежде всего, личностное становление специалиста как гражданина и труженикасозидателя, наделённого не только трудолюбием и добросовестностью, но и — в традициях русской культуры, милосердием и благородством дущи. В плане определения факторов мировоззренческого развития личности в системе профессионального образования специалистов гуманитарного профиля нам представляются плодотворными ряд идей, обоснованных в отечественном и зарубежном эстетическом знании (М.С. Каган, 1987, Ю.А. Борев, 1997, G. Steiner, 1998, О.А. Кривцун, 1998). Вслед за данными учёными мы считаем, что роль искусства особо возрастает в переломные моменты существования человека и социума. Она связана с важнейшей функцией искусства — выступать в качестве фактора, гармонизирующего самосознание в культуре общества, быть интегратором в гуманистическом познании личностью универсальных законов человеческого бытия. В силу этого искусство является существенным фактором как формирования целостного и гармоничного образа мира в мировоззренческом сознании личности, так и пробуждения и соверщенствования индивидуальных духовных сил человека в самовоспитании его нравственных качеств. При этом, как следует из отечественной и зарубежной культурологической литературы (В.В. Юрчук, 1999, А.В. Юдин, 1999, J.R. Mahalic, R.L.Worthington, S. Crump, 1999), в системе духовной культуры общества важное место принадлежит народному искусству и творчеству. Они пополняют коллективный духовно-культурный опыт нации и образуют фундаментальный компонент каждой национальной культуры, её духовный инвариант 35 — этносоциокультурный архетип (В.В, Юрчук). Этносоциокультурный архетип выступает базой социокультурной эволюции общества в процессе исторического пути его развития и фактором, обеспечивающим духовную преемственность поколений (181.-С.68-73). Исходя из этого, специфику мировоззрения и художественно-эстетического творчества народа следует считать особо педагогически важными, так как мировоззренческая ориентация духовного мира современных молодых людей на традиционные гуманистические ценности и идеалы своего народа может составить основу для успешной национально-культурной и социокультурной идентификации личности. Таким образом, в результате проделанного анализа видно, что культура общества и мировоззренческая культура личности выступают взаимосвязанными феноменами. Взаимообусловленность и взаимопроникновение данных феноменов проявляются прежде всего в процессе становления персональной мировоззренческой культуры в конкретных социокультурных условиях. В этом плане культура общества выступает той базисной социокультурной, духовно-ценностной и культурно-образовательной средой, которая, во-первых, непосредственно питает формирующееся мировоззрение личности. Вовторых, культура обеспечивает целостность функционирования персонального мировоззрения в качестве способа духовно-практического освоения человеком мира. В-третьих, она создаёт реальные условия для мировоззренческого развития личности в системе образования в обществе. Вместе с тем, мировоззренческое самоопределение и самоутверждение личности происходит в условиях жизнедеятельности конкретного человека только тогда, когда, говоря словами философа В.П. Иванова, собственный мир персонального бытия выступает как культура. То есть культура реализует функции «формообразования человеческого духа» в процессах мировоззренческого развития и созидания человеком самого себя. Таким образом, можно предполагать, что в педагогическом плане процесс целостного мировоззренческого самоопределения личности в системе |