Проверяемый текст
Позизейко, Галина Владиславовна; Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе (Диссертация 2002)
[стр. 33]

категории: мироотношение, мироощущение;,мировосприятие, миропонимание.
мироосмыслсние.
миропоеобразование.
представляющие собой различные сферы проявления мировоззренческой культуры личности.
В общенаучном и общегуманитарном плане данные категории рассматриваются в качестве форм, соединяющих социальное и природное начала в человеке,, общественно-историческую практику и опыт индивидуального поведения; реализующийся! в: объективных и субъективных условиях мировоззренческого самоопределения личности.
Посредством процессов миропонимания имироосмысления, мироощущения и мировосприятия, мироотношения и миропреобразования реализуются функции мировоззрения: в.
жизнедеятельности: как общества в целом, так и индивидуальной практике выстраивания человеком, своих отношений, к.
миру, социуму и самому себе.
Вместе, с тем,, в социально-психологических и педагогических науках содержание мировоззренческих, категорий выявляет состав духовных компонентов"мировоззрения личности (взглядов и убеждений; целей и установок деятельности, мировоззренческих принципов-поведения, исм
ы слов отношений, субъекта в обществе).
Они выступают основой" для её творческиактивной жизненной позиции, раскрывающейся в познавательной, коммуникативной и деятельностной практике.
В’ педагогическом познании состав мировоззрения личности рассматривается взаимосвязано с
психолого-педагогическимщ условиями, «процедурами и механизмами»' мировоззренческого самоопределения личности в системах обучения, воспитания и образования.в социуме.
Таким образом, в.
общедисциплинарных гуманитарно-научных подходах феномен'мировоззрения рассматривается как важнейший компонент духовной
культуры общества и личности.
Он обусловливает целостное духовнопрактическое освоение окружающей действительности людьми в процессах познавательной деятельности и социальных взаимодействий, в условиях
33
[стр. 21]

21 частности, в условиях образования и самообразования личности, далее обратимся к анализу категории «мировоззрение», как она дана в гуманитарнонаучном знании.
Сравнительно-сопоставительный анализ позволил выделить основные мировоззренческие категории: мироотношение, мироощущение, мировосприятие, миропонимание, мироосмысление, миропреобразование, — в которых выражается содержательный смысл понятия мировоззрения в разных гуманитарных науках.
В общенаучном и общегуманитарном плане данные категории рассматриваются в качестве форм, соединяющих социальное и природное начала в человеке, общественно-историческую практику и опыт индивидуального поведения, реализующийся в объективных и субъективных условиях мировоззренческого самоопределения личности.
Посредством процессов миропонимания и мироосмысления, мироощущения и мировосприятия, мироотношения и миропреобразования реализуются функции мировоззрения в жизнедеятельности как общества в целом, так и индивидуальной практике выстраивания человеком своих отношений к миру, социуму и самому себе.
Вместе с тем, в социально-психологических и педагогических науках содержание мировоззренческих категорий выявляет состав духовных компонентов мировоззрения личности (взглядов и убеждений, целей и установок деятельности, мировоззренческих принципов поведения и
смыслов отношений субъекта в обществе).
Они выступают основой для её творческиактивной жизненной позиции, раскрывающейся в познавательной, коммуникативной и деятельностной практике.
В педагогическом познании состав мировоззрения личности рассматривается взаимосвязано с
психолого-педагогическими условиями, «процедурами и механизмами» мировоззренческого самоопределения личности в системах обучения, воспитания и образования в социуме.
Таким образом, в общедисциплинарных гуманитарно-научных подходах феномен мировоззрения рассматривается как важнейший компонент ду


[стр.,22]

22 ховной культуры общества и личности.
Он обусловливает целостное духовно-практическое освоение окружающей действительности людьми в процессах познавательной деятельности и социальных взаимодействий, в условиях
профессионального образования и труда, в индивидуальной практике жизнедеятельности человека.
Вместе с тем, есть особая специфика по-научного рассмотрения феномена мировоззрения.
При этом выявляются факторы и субъективные условия, которые способствуют реализации глубинной духовной потребности личности и общества в своём конкретно-историческом мировоззренческом самоопределении.
Оно протекает как на основе обоснованного миропонимания и адекватного мироистолкования человеком действительности, так и за счёт процессов развития гармоничного мироощущения, целостного мировосприятия и в ходе деятельности людей, преобразующей окружающий мир.
Исходя из этого, обратимся прежде всего к анализу феномена мировоззрения в социально-философской литературе.
Так, в современных источниках (Быстрицкий Е.К., Гречаный В.В., Довгаль А.А., Иванов В.П., Самбуров Э.А., Шинкарук В.И.) доказано, что мировоззрение общества выступает ядром общественного сознания, поскольку отражает содержание его основных форм — философии, науки, морали, права, эстетики, религии и др.
Мировоззрение отдельной личности является ядром её индивидуального сознания и одновременно формой общественного самосознания.
Всё богатство индивидуального мировоззренческого сознания пополняется именно на основе совокупности форм общественного сознания, закрепляющих общезначимые для данного времени и человеческого сообщества нормы и эталоны воззрений на мир, человека и его способы деятельности в мире и соцртуме.
По степени глубины знаний, логике мышления, интеллектуальной зрелости в мировоззрении различаются обыденно-массовый (житейский) и теоретический уровни.
К обыденно-массовому уровню относится мифологическое, религиозное и реалистическое мировоззрение, а к теоретическому — ли

[Back]